7. Разъясните вопрос правоприменительной практики, возникающей при осуществлении государственного надзора за соблюдением антимонопольного законодательства, а именно: обладает ли муниципальное унитарное предприятие правом продажи движимого имущества без проведения конкурсов или аукционов.

10 декабря 2020, 09:04

Кировское УФАС России может выразить свое мнение по указанному вопросу.

В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Однако, в соответствии с п.2 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

К таким сделкам не применяется порядок, установленный законодательством о приватизации (пп. 9 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), где указано, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

В п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ установлена обязанность унитарного предприятия при осуществлении продажи принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества получить согласие собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных п.3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Обязанности по проведению торгов (аукционов и конкурсов) при продаже имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, законодательством не предусмотрено, что подтверждается частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку при продаже имущества происходит переход не только прав владения и (или) пользования, но и переход права распоряжения.

Однако, по мнению Кировского УФАС реализация муниципального имущества посредством проведения конкурса или аукциона способствует обеспечению единства экономического пространства, свободному перемещению товаров, свободе экономической деятельности в Российской Федерации, защите конкуренции и созданию условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Наверх