Компания подала заявку в Роспатент на регистрацию обозначения в качестве товарного знака. Роспатент отказал в его регистрации по мотивам его сходства до степени смешения с товарным знаком иного хозяйствующего субъекта, который является конкурентом. Однако компания намного раньше начала использовать обозначение в своей хозяйственной деятельности, клиенты узнают продукцию компании благодаря именно используемому обозначению. Как компании защитить свои права? Можно ли направить жалобу в антимонопольный орган?

14 сентября 2019, 16:02

Обеспечение защитой прав лиц как в судебном, так и в административном порядке является важной составляющей правового государства. Стоит отметить следующие положительные стороны механизма защиты прав посредством административного ресурса:

- отсутствие значительных финансовых затрат на судебные расходы (государственная пошлина, привлечение представителя для защиты интересов),

- наличие административных санкций в отношении правонарушителя (административный штраф либо дисквалификация должностного лица),

- возможность использования вступившего в силу решения государственного органа в качестве дополнительного доказательства законности своих действий либо незаконности действий конкурента при обращении в суд для защиты своих прав.

Вопрос защиты своих прав в сфере интеллектуальной собственности является актуальным в наше время и его своевременное решение позволит избежать проблем потери существующих и потенциальных клиентов, недопонимания со стороны партнеров по бизнесу и защитить деловую репутацию на рынке. При этом выбор формы защиты остается за хозяйствующим субъектом. Ваша компания может защитить свои права как в судебном, так и в административном порядке.

В соответствии со статьей 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности (принята в Париже 20.03.1883) недобросовестной конкуренцией считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В пункте 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» нормативно закреплено определение недобросовестной конкуренции, одним из видов которой является недобросовестная конкуренция в сфере интеллектуальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Вышеуказанные нормы права, основанные на положениях статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности, обуславливают нежелательность появления в гражданском обороте товарных знаков, вызывающих у потребителей неоправданные представления об ассоциативной связи между разными производителями товаров и услуг.

Для признания действий правообладателя по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак актом недобросовестной конкуренции установлению подлежат следующие обстоятельства:

- факт использования спорного обозначения иными лицами до подачи правообладателем заявки на регистрацию этого обозначения в качестве товарного знака;

- известность правообладателю факта использования такого обозначения иными лицами до даты подачи им заявки на регистрацию этого обозначения в качестве товарного знака;

- наличие хозяйствующих субъектов-конкурентов на момент подачи правообладателем заявки на регистрацию этого обозначения в качестве товарного знака;

- наличие у правообладателя намерения (цели) посредством приобретения исключительного права на такое обозначение (приобретение монополии на него) причинить вред хозяйствующим субъектам-конкурентам и вытеснить указанных лиц с товарного рынка путем предъявления требований, направленных на пресечение использования спорного обозначения;

- причинение либо вероятность причинения вреда хозяйствующим субъектам-конкурентам путем предъявления требований о прекращении использования спорного обозначения.

Недобросовестность правообладателя устанавливается в период, предшествующий обращению с заявкой на регистрацию обозначения в качестве товарного знака (знака обслуживания).

Одним из обстоятельств, которые могут свидетельствовать о недобросовестном поведении лица, зарегистрировавшего товарный знак, может быть то, что это лицо знало или должно было знать о том, что третьи лица (третье лицо) на момент подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака законно использовали соответствующее обозначение для индивидуализации производимых ими товаров или оказываемых услуг без регистрации в качестве товарного знака, а также то, что такое обозначение приобрело известность среди потребителей. Для выяснения действительных намерений лица, приобретающего исключительное право на товарный знак, установлению подлежит прежде всего наличие у истцов конкурентных отношений (наличие конкурентов) на момент подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака.

Соответственно, установление всей совокупности этих обстоятельств позволяет признать действия по приобретению и использованию прав на товарный знак актом недобросовестной конкуренции, запрет на которую установлен частью 1 статьи 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

Наверх