Можно ли квалифицировать действия организации по распространению недостоверной информации о своей деятельности либо об организации конкурента на своем официальном сайте в качестве акта недобросовестной конкуренции?

02 апреля 2018, 14:30

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Пунктом 9 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что недобросовестная конкуренция представляет собой любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Перечень актов недобросовестной конкуренции приведен в главе 2.1 «Недобросовестная конкуренция» Федерального закона.

Статьей 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет не недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Любые вышеуказанные действия в большинстве случаев имеют явно выраженный негативный оттенок и используется недобросовестными участниками рынка для подрыва доверия к конкуренту с целью его устранения или снижения конкурентоспособности. Конечной целью дискредитации является подрыв авторитета, имиджа и доверия к компании конкурента либо его продукции как со стороны клиентов, в том числе потенциальных, так и партнеров. Для подрыва доверия или авторитета бывает достаточно обнародования каких-либо негативных фактов, мнений, компроматов.

Применительно к хозяйственной деятельности под критерий порочащих сведений могут подпадать не только сведения об очевидно неэтичном поведении лица, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, но и те, которые ставят под сомнение конкурентоспособность и рыночную состоятельность добросовестного хозяйствующего субъекта.

В соответствии с положениями статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции»  не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение.

            Целью данной формы недобросовестных действий является привлечение покупательского (потребительского) спроса путем введения в заблуждение (обмана) потребителей в отношении предлагаемых им товаров (работ, услуг). Хозяйствующий субъект создает у третьих лиц ложное представление о тех или иных качествах реализуемого товара и (или) о своей квалификации как участника рынка. Такие действия отвлекают потребителей от добросовестных субъектов предпринимательской деятельности и создают у потребителей или потенциальных контрагентов определенное впечатление о товаре и его свойствах, которые не соответствуют действительности.

Соответственно, распространение недостоверных сведений третьим лицам, в том числе посредством размещения на своем официальном сайте, как в отношении своей деятельности, так и в отношении хозяйствующих субъектов – конкурентов можно квалифицировать в качестве акта недобросовестной конкуренции при наличии в совокупности всех признаков, установленных пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Наверх