Разъясните действующее законодательство в части вопроса законности закрепления объектов теплоснабжения на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, учредителем которого является администрация муниципального района.

06 марта 2018, 21:25

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения является вопросом местного значения городского, сельского поселений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что сельское поселение самостоятельно решает вопросы, связанные с организацией в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Пункт 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ наделяет органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, правом заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

С учетом вышеизложенного, полномочие по закреплению за муниципальным предприятием имущества, находящегося в муниципальной собственности, может быть реализовано только собственником муниципального имущества – поселением, в собственности которого находятся объекты теплоснабжения.

Таким образом, по мнению Кировского УФАС России, закрепление объектов теплоснабжения, находящихся в собственности поселения, на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием, учредителем которого является муниципальный район, не может быть реализовано с учетом положений действующего законодательства.

Наверх