Допускается ли размещение рекламы пива в спортивном разделе новостной программы?

13 октября 2017, 21:04

Положениями пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании.

В соответствии с частью 7 статьи 21 указанного Закона допускается размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

Соответственно реклама пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в том числе спонсорская реклама, разрешается только в течение трансляции спортивного мероприятия, в иных теле- и радиопрограммах распространение указанной рекламы не допустимо.

Статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» дано понятие «радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программый», под которой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Общеизвестно, что большая часть информационных телевизионных передач новостного характера, сопровождается предоставлением телезрителям сведений о спортивных событиях в определенном регионе, в зависимости от территориальной зоны вещания и целевой аудитории.

При этом большинство новостных телевизионных передач, как правило, разбиваются на несколько рубрик, различающихся по своему предметному содержанию: новости общественной жизни и политики, происшествия и события, новости финансовых рынков, информация о предстоящих культурных событиях, новости спорта; новости погоды и т.д.

Смена данных рубрик в рамках одной телевизионной передачи может сопровождаться отбивками, сменой ведущего, ракурса съемки, интерьера студии, что не свидетельствует о том, что каждая из таких рубрик является самостоятельной передачей, даже несмотря на постоянное время выхода в эфир, строго определенную тематику, целевую направленность и сюжетную линию.

Информационная передача заявляется в телевизионной программе в качестве отдельной самостоятельной передачи и в соответствии с положениями статьи 27 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»  должна содержать следующие сведения:

1) наименование (название) программы;

2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) тираж;

5) редакция и ее адрес;

6) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";

7) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Частями 8 и 9 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» установлены требования к порядку прерывания рекламой трансляции спортивных соревнований.

Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" под спортивным соревнованием понимается состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).

Законодатель разделяет спортивные соревнования на два вида: во-первых, спортивные соревнования, в ходе которых предусмотрены перерывы или остановки, и, во-вторых, спортивные соревнования, в ходе которых не предусмотрены перерывы или остановки. К первому виду могут быть отнесены, например, футбольные матчи (разбиваются на два тайма), хоккейные матчи (три периода), теннисные турниры (состоящие из сетов), боксерские поединки (состоящие из раундов). Ко второму виду спортивных соревнований относятся, в частности, лыжные гонки, биатлон, марафонский бег, велогонки.

Трансляцию такого вида спортивных соревнований, в ходе которых предусмотрены перерывы и остановки, Федеральный закон «О рекламе» допускает прерывать рекламой исключительно в течение таких перерывов или остановок. В иной период трансляцию данных телепередач прерывать рекламой не допускается.

Таким образом, анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что наименование телепрограммы (телевизионная трансляция матча, телевизионная трансляция этапа кубка и т.д.) и ее содержание (спортивное соревнование) в совокупности являются критериями, позволяющими произвести оценку вида  телепередачи и классифицировать ее в качестве трансляции спортивного соревнования. Соответственно наличие у телепередачи указанных критериев дает возможность размещать рекламу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в том числе спонсорскую рекламу, во время перерывов в ходе спортивных соревнований или во время их остановок, а также при условии, что прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании.

Также необходимо отметить, что если длительность телепередачи, в том числе спортивной, составляет менее 15 минут, в силу части 4, 5 статьи 14 Федерального закона «О рекламе»  прерывание такой передачи рекламой не допустимо.

Наверх