Какие способы защиты существуют от действий конкурентов, распространяющих недостоверные сведения о добропорядочной организации?

13 октября 2017, 21:02

В современном мире, когда репутация, зарабатываемая годами, является весомым активом и достижением, практически каждая компания внимательно следит за своим имиджем и в то же время постоянно держит в поле зрения деловую репутацию  своих конкурентов. Одни организации завоевывают доверие потребителей за счет добросовестного поведения на рынке, высокого качества предлагаемых товаров (услуг), другие - за счет внимательного отношения к клиентам, широкой рекламной, маркетинговой кампании.

Но существует особый вид хозяйствующих субъектов, которые пытаются завоевать расположение потребителей за счет подрыва авторитета своих конкурентов. Здесь в ход идут и «вброс» компромата в средства массовой информации, и рассылка недостоверной информации в адрес клиентов конкурентов, и опубликование на собственных ресурсах (на официальном сайте, в коммерческих предложениях) сведений, порочащих деловую репутацию конкурентов.

Пытаясь восстановить доброе имя, добросовестные фирмы отстаивают свою репутацию в судебном порядке, что, однако, требует значительных финансовых затрат, либо своими силами пытаются разубедить потребителей в ложности преподнесенной информации, что не всегда приносит результат. Но не стоит забывать, что государством предусмотрен административный механизм регулирования защиты деловой репутации добропорядочного хозяйствующего субъекта. Данный путь предполагает обращение в антимонопольный орган за защитой своих прав в случае недобросовестной конкуренции со стороны конкурентов.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области регулярно поступают жалобы на действия конкурентов, связанные с распространением ложных сведений. Количество таких обращений растет с каждым годом.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Пунктом 9 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что недобросовестная конкуренция представляет собой любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Перечень актов недобросовестной конкуренции приведен в главе 2.1 «Недобросовестная конкуренция» Федерального закона.

Одним из видов недобросовестной конкуренции является дискредитация, то есть распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации (статья 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Любые вышеуказанные действия в большинстве случаев имеют явно выраженный негативный оттенок и используется недобросовестными участниками рынка для подрыва доверия к конкуренту с целью его устранения или снижения конкурентоспособности. Конечной целью дискредитации является подрыв авторитетаимиджа и доверия к компании конкурента либо его продукции как со стороны клиентов, в том числе потенциальных, так и партнеров. Для подрыва доверия или авторитета бывает достаточно обнародования каких-либо негативных фактов, мнений, компроматов.

Объектом дискредитации могут являться:

- товары (их качество, потребительские свойства, назначение, способы и условия изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования, пригодности для определенных целей);

- состояние товарного рынка, на котором реализуется товар (количество товара, предлагаемого к продаже, наличие товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар);

- условия реализации товара (цена и иное).

Применительно к хозяйственной деятельности под критерий порочащих сведений могут подпадать не только сведения об очевидно неэтичном поведении лица, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, но и те, которые ставят под сомнение конкурентоспособность и рыночную состоятельность добросовестного хозяйствующего субъекта.

Необходимо обратить внимание, что не всякое распространение не соответствующих действительности сведений, дискредитирующих другой хозяйствующий субъект, может быть признано актом недобросовестной конкуренции, а лишь такое, которое непосредственно способно оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно предоставить лицу, распространившему информацию, преимущества над конкурентами и причинить им вред.

При решении вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только положения пункта 9 статьи 4, главы 2.1 Федерального закона «О защите конкуренции», но и положения статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20 марта 1883 года), пунктом 2 которой в качестве недобросовестной конкуренции предусмотрен всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Рассматривая данную категорию дел, антимонопольный орган устанавливает, в том числе следующие обстоятельства: распространение информации, ее недостоверность (ложность, неточность, искаженность) и причинение (возможность причинения) вреда и (или) ущерба деловой репутации конкурента, в отношении которого такая информация распространена.

Под распространением информации понимаются любые действия, в результате которых информация стала известна третьим лицам (хотя бы одному).

При этом форма распространения информации может быть выражена в любом виде, таком как публичное выступление, размещение информации на своем официальном сайте, объявления на подъездах, публикация в средствах массовой информации, интервью, направление коммерческих предложений, деловых писем. Основной фактор, оцениваемый в данном случае, является факт  получения информации незаинтересованной стороной.

Оценка достоверности содержания распространяемых сведений является критерием, позволяющим разграничить утверждения о фактах и оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора.

Ложность означает полное несоответствие информации действительному положению дел.

Искаженность – интерпретация хозяйствующим субъектом информации о существующем или состоявшемся факте, действии, событии применительно к хозяйствующему субъекту – конкуренту в такой форме, которая приведет к ее неверному, негативному восприятию третьими лицами, включая потребителей.

Неточность – это распространение хозяйствующим субъектом информации о хозяйствующем субъекте – конкуренте не в полном объеме, что не позволяет всесторонне ее воспринять, получить исчерпывающе верное представление об излагаемых факте, действии или событии применительно к данному хозяйствующему субъекту.

  Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, содержащимся в письме от 30.06.2016 №АД/44442/16, распространение информации, подрывающей доверие к хозяйствующему субъекту (умаляющей его деловую репутацию), но являющейся правдивой и полной, не относится к данной форме недобросовестной конкуренции.

Под ущербом деловой репутации следует считать негативные изменения в такой оценке, что может выражаться, например, в изменении положительного мнения о лице на отрицательное, ухудшении мнения о деятельности лица, снижении к нему доверия со стороны контрагентов и покупателей.

Выявив все вышеперечисленные факты, антимонопольный орган устанавливает факт недобросовестной конкуренции. В данном случае необходимо напомнить, что за недобросовестную конкуренцию предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей - на юридических лиц;  от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц.

В заключение хотелось бы отметить, что вопрос защиты своих прав является актуальным в наше время и его своевременное решение в административном или судебном порядке позволит избежать проблем потери существующих и потенциальных клиентов, защитить деловую репутацию компании и в конечном итоге привести к установлению честной, разумной и результативной конкуренции.

Наверх