Доклад по правоприменительной практике Кировского УФАС России
07 февраля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

по правоприменительной практике к открытой информационной сессии для предпринимателей

 города Кирова и Кировской области в рамках публичных обсуждений

на тему: «Как обезопасить бизнес. Информационные ресурсы государственных органов – для комфортного ведения бизнеса».

 

Место проведения: УФНС России по Кировской области

Дата проведения: 21 февраля 2018 г.

 

Мы сегодня говорим о реформе контрольно- надзорной деятельности, которая была официально объявлена в декабре 2016 года. Основная ее суть это переориентация государственных органов с задач выявления уже совершенных правонарушений и применения мер наказания на предупредительный контроль, поддержка бизнеса,  повышение информированности и компетентности подконтрольных субъектов.

Если говорить о реформе контрольно-надзорной деятельности ФАС России, то она стартовала гораздо раньше - еще в январе  2016 года с принятием «четвертого антимонопольного пакета», с июля  вступил в силу антикризисный пакет. Были внесены существенные изменения и в Закон о защите конкуренции и в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, которые позволили существенно  снизить административную нагрузку на бизнес.

Сейчас на компании, которые имеют выручку менее 400 млн.руб., в качестве учредителя которой выступает одно или несколько физических лиц, за некоторыми исключениями, не распространяются антимонопольные запреты, связанные со злоупотреблением доминирующим положением.

Существенным образом расширен институт предупреждения, когда антимонопольный орган в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства не возбуждает дело, а выдает предупреждение об устранении нарушения и таким образом дает возможность самостоятельно, добровольно, как бизнесу так и органам власти, устранить нарушение и при этом избежать штрафных санкций. Инструмент предупреждения доказал свою эффективность. В 2017 году Кировским УФАС России было выдано 132 предупреждения по всем составам нарушения антимонопольного законодательства, из них 101 (76%) исполнено, 23 находятся в стадии исполнения и только 8 не были исполнены, по ним возбуждены соответственно 8 дел. В прошлом году сократилось общее количество антимонопольных дел на 60%.

Наибольшее количество предупреждений было выдано органам власти, в связи с негативной практикой передачи объектов ЖКХ в нарушение требований законов о водоснабжении и о теплоснабжении.

Нельзя не отметить положительный эффект для бизнеса, привнесенный в результате совершенствования отдельных норм Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающих замену административного штрафа на предупреждение для субъектов малого и среднего предпринимательства.  Кировским УФАС России всего в 2017 году было привлечено к административной ответственности 408 юридических и должностных лиц, из них выдано постановлений о наложении штрафа 243 на сумму свыше 6 млн. руб., а остальным 165 лицам штраф заменен на предупреждение, т.е. в 40 % случаях антимонопольным органом вынесены предупреждения- это касается субъектов малого и среднего бизнеса.

Новеллой законодательства является и то, что внеплановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства проводятся только по согласованию с органами прокуратуры, исключения - это субъекты естественных монополий и картели.

В 2017 году ФАС России разработан риск ориентированный подход к проведению плановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов. Предполагается, что план проверок будет формироваться с учетом определенных критериев. Все подконтрольные субъекты условно делятся на группы риска: среднего, умеренного и низкого. В первую группу – группу среднего риска включаются субъекты естественных монополий и торговые сети с выручкой более 10 млрд. руб. - проверки 1 раз в три года, во вторую группу попадают компании, которые осуществляют свою деятельность на социально значимых рынках и их выручка более 10 млрд. руб., проверки 1 раз в 5 лет.Предусмотрена возможность снижения категории риска при условии отсутствия нарушений за три года и внедрение антимонопольного комплаенса.

 

О развитии системы частных исков. В октябре 2017 года Президиум ФАС одобрил разъяснение по определению размера убытков, причинённых в результате нарушения антимонопольного законодательства № 11, которое размещено на сайте Кировского УФАС России, что это значит для бизнеса? Сторона, которой причинены убытки вследствие нарушения антимонопольного законодательства может подать иск о взыскании убытков. Чтобы иск был удовлетворен, нужно доказать три обстоятельства:

  • факт правонарушения,
  • факт возникновения убытков
  • причинно-следственную связь между правонарушением и возникновением убытков.

В удовлетворении требования о взыскании убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер нельзя установить (постановление Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 25). В разъяснениях обобщены имеющиеся методики определения убытков. Антимонопольный орган может быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица. В российской практике есть успешные примеры взыскания убытков и они также приведены в данных разъяснениях. Так, по делу о взыскании ущерба, причиненного установлением разных цен для контрагентов в пользу истца был взыскан реальный ущерб в размере более 1,1 млрд руб. Также более 1,6 млрд. руб. упущенной выгоды взыскано с ответчика за недобросовестную конкуренцию в связи с приобретением и использованием товарного знака.

 

О важных изменениях Закона о контрактной системе в  2017 году:

С 01 мая 2017 г. изменен срок оплаты по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, с тридцати дней до пятнадцати рабочих дней, а для остальных исполнителей не более тридцати дней с даты подписания документа о приемке.

С 06 августа 2017 года в КоАП введена новая статья 7.32.5, предусматривающая административную ответственность должностного лица за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация на срок от одного года до двух лет. Имеются разъяснения ФАС России по применению данной статьи, а именно что подразумевается под понятием «порядок» оплаты.

В конце 2017 г. приняты существенные поправки в Закон, которые переводят конкурентные закупки в электронную форму. Проводить такие закупки заказчики смогут добровольно уже с 1 июля 2018 года, а обязательным это станет с 1 января 2019 года.

 

Об изменениях, которые нужно учесть в 2018 году при закупках по Закону № 223-ФЗ:

- С 1 июля 2018 года  конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, надо проводить в электронной форме;

-Стало больше заказчиков, которые должны проводить закупки у малого и среднего бизнеса. С 1 января 2018 года такая обязанность появилась у заказчиков,  если годовой объем их выручки превышает 500 млн. руб.

Заказчик − кредитная организация должен проводить такие закупки, если величина его активов по данным отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. руб.

К заказчикам из числа автономных учреждений требование применяется, если стоимость договоров по результатам закупок за предшествующий календарный год превысит 250 млн. рублей.

Заказчиков, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, нововведение не касается.

- Изменился годовой объем закупок, который заказчики обязаны проводить у малого и среднего бизнеса. Минимальный уровень годового объема закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с 1 января 2018 года увеличился с 10 до 15% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок.

 

Важнейшим направлением деятельности антимонопольных органов остается борьба с картелизацией экономики.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 11 от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В 2016-2017 годах Кировским УФАС России были рассмотрены 3 дела, по которым признан факт сговора между участниками торгов в форме электронных аукционов. При рассмотрении этих дел были установлены схемы сговора в виде «таран», когда из трех участников сговора (юрлица из г. Самары) двое значительно снижали цену контракта для победы третьего, при этом подавали заявки и предложения о цене контракта с одного IP-адреса, являлись  аффилированными по учредителям, следовательно, имели возможность планировать и координировать процесс проведения аукциона (это аукцион на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Детский сад на 96 мест в дер. Стулово Слободского района).

Такая же схема была использована кировскими участниками электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту в помещениях ВятГУ. В ходе рассмотрения дела все лица признали факт сговора.

В третьем аукционе  из двух участников сговора один методично перебивал ставки иных участников аукциона, для победы другого, при этом понимая, что вторая часть его заявки будет отклонена ввиду ее несоответствия (у него отсутствовали документы, предусмотренные документацией).

Принятые решения не обжаловались в судебном порядке. В 2017 году 10 участников сговоров были привлечены  к административной ответственности в виде штрафов на сумму 560 тыс. руб.

В 2017 г. выявлены факты недобросовестного поведения участников электронных аукционов на оказание услуг по ОСАГО для нужд государственных и муниципальных учреждений, связанного с нарушением порядка расчета страховой премии (КБМ) с целью получения необоснованных преимуществ перед другими участниками аукциона, что привело к  нарушению правил конкурентной борьбы. С 2018 года управлением изменен подход к тому, какие действия нарушитель должен совершить с целью устранения последствий нарушения. В январе текущего года Кировское УФАС России обязало страховую организацию перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, в сумме заключенного контракта.

 

Важные изменения в законодательстве связаны с созданием условий для недискриминационного подключения к объектам сетевой инфраструктуры.

30 января 2018 года Правительство Российской Федерации утвердило постановлениеПравительства Российской Федерации от 30.01.2018 № 82 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры», которое существенным образом изменяет порядок подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям.цель обеспечить доступность к газораспределительной системе, снизить стоимость и сроки осуществления присоединения.

Общая логика технологического присоединения сохранена, по сути, новый порядок исправляет имевшиеся ранее неточности.

 

21 декабря 2017 года произошло очень важное событие. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ, которым утверждены основные направления государственной политики по развитию конкуренции в нашей стране и все это направлено на развитие бизнеса.

Планом установлены четыре измеряемые ключевые показателя, которые должны быть достигнуты к 2020 году. В том числе:

- снижение количества "антимонопольных" нарушений органов власти не менее чем в два раза;

- увеличение доли госзакупок у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в два раза;

- увеличение закупок госкомпаний у малых и средних предприятий до 18%;

- обеспечение присутствия во всех сферах экономики не менее трех хозяйствующих субъектов,за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса,  не менее чем один из которых будет относиться к частному бизнесу.

Всем федеральным органам исполнительной власти, главам субъектов РФ, органам местного самоуправления предложено активизировать работу по содействию конкуренции.

- Генеральной прокуратуре РФ: Обеспечить координацию деятельности правоохранительных органов в целях предупреждения и пресечения картелей.

- Органам власти субъектов РФ: Активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, в том числе на основе Стандарта развития конкуренции.

- Общественной палате Российской Федерации: Предложить создание совещательных органов по развитию конкуренции на базе общественно-консультативных советов ФАС России во всех субъектах РФ.

Для достижения этих целей и задач Указом Президента Российской Федерации утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы. Он направлен на снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности, в том числе ограничение создания унитарных предприятий, реформу тарифного регулирования, эффективное предупреждение и пресечение антимонопольных нарушений, приводящих к ограничению и устранению конкуренции на товарных рынках, и поддержку предпринимательской инициативы, включая развитие малого и среднего бизнеса.

 

Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы предусматривает утверждение планов мероприятий по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации, таких как:

Здравоохранение:

- снижение цен на лекарственные препараты и медицинские изделия, повышение их доступности для граждан.

Рынок социальных услуг:

- обеспечение возможности участия в оказании социальных услуг негосударственным организациям на недискриминационной основе.

Жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение:

- сокращение доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых ГУПами и МУПами и многое другое.

Указ Президента определяет принципы взаимодействия государства и общества, предусматривающие нетерпимость к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и злоупотребления монопольным положением. Органы власти всех уровней будут проводить оценку управленческих решений с учетом последствий таких решений для конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«

 

Наверх