Доклад о правоприменительной практике Кировского УФАС России по соблюдению законодательства о закупках за 2,3 квартал 2017
15 сентября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

I. Основными формами контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе, осуществляемого Кировским УФАС России, являются:

- рассмотрение жалоб участников закупок;

- осуществление плановых и внеплановых проверок;

- согласование заключения контрактов с единственным поставщиком;

- рассмотрение материалов о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков;

- возбуждение и рассмотрение административных дел.

 

Результаты деятельности отдела контроля закупок за 2-3 квартал 2017 года.

 

 

2-3 кв. 2016

2-3 кв. 2017

Всего жалоб:

170

257

возвращено

27

38

отозвано

15

16

необоснованные

112

175

обоснованные

14 (11 %)

23 (11,5 %)

Всего проверок

50

54

Кол-во закупок с нарушением (ж. и пр.)

58

71

Выдано предписаний:

 

 

по жалобам

14

28

по проверкам

26

32

исполнено

40

60

Согласования:

 

 

согласовано

2

2

уведомления о заключении контрактов с Ед. поставщиком

148

114

Заявлений о вкл. в РНП:

60

42

Включено в РНП

8

12

Не включено в РНП

52

30

Возбуждено дел КоАП РФ

81

56

Постановлений о штрафе

56

50

Сумма наложенных штрафов (тыс. руб.)

693

554,7

 

1. Типовые нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе:

  1. Размещение информации в ЕИС с нарушением требований 44-ФЗ:

- Нарушение порядка ведения плана графика, в том числе внесения в него изменений;

- размещение извещения об определении подрядчика, поставщика (исполнителя) до истечения 10 дневного срока со дня внесения изменений в план график;

- нарушение  сроков направления в реестр контрактов сведений, предусмотренных статьей 103 44-ФЗ;

- нарушение сроков размещения в ЕИС сведений, предусмотренных статьей 94 44-ФЗ (Отчеты об исполнении, изменении контрактов);

- размещение в ЕИС противоречивой информации в разных документах;

- несвоевременное размещение отчета о закупках у СМП и СОНКО  в ЕИС.

2.      Нарушения при подготовке  документации о закупке:

- необъективное описание объекта закупки, в том числе указание характеристик товаров, конкретные значения по которым могут быть известны участнику только после проведенных испытаний;

- ненадлежащий срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта (должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, для СМП – пятнадцать рабочих дней);

- необоснованное предъявление дополнительных требований к участникам (по текущему ремонту дополнительные требования по постановлению № 99 не применяются) и др.

3.  Нарушения на этапе работы закупочной комиссии:

- нарушения порядка отбора участников закупки: неправомерный отказ в допуске к участию в закупке; неправомерный допуск к участию в закупке;

- необоснованный отказ от заключения контракта;

- несоблюдение требований к содержанию протоколов.

 

 

2.  Судебное обжалование решений Кировского УФАС России

За отчетный период 2017 года в Арбитражном суде Кировской области обжаловано 27  решений Кировского УФАС России при осуществлении контроля за соблюдением 44 –ФЗ (по жалобам, РНП), по 14 заявлениям, суд отказал в удовлетворении заявленных требований (3 – не вступили в силу), 1 заявление удовлетворено (не вступило в силу), 6 заявлений в настоящее время находятся на этапе судебного разбирательства,  6  дел приостановлено до вступления в силу другого судебного акта.

3.      Изменения Закона о контрактной системе в  2017 году:

Федеральным законом от 28.12.2016 № 489-ФЗ внесены изменения в статью 31 Закона № 44-ФЗ. Теперь участники, подавая заявку на участие в закупке, должны продекларировать отсутствие у них (их должностных лиц) судимости за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве (статьи 289–291.1 Уголовного кодекса РФ). Кроме того добавлено единое требование о том, чтобы участники закупки (юридические лица) в течение двух лет до подачи заявки не привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, что также должно быть продекларировано участниками. Изменения вступили в силу 9 января 2017 г;

Федеральным законом от 22.02.2017 г. № 17-ФЗ внесены изменения в п. 5 ч. 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, согласно которым физкультурно-спортивные организации вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (при общем годовом объеме таких закупок не более 50% от совокупного годового объема закупок заказчика и не более 20 млн руб.). Изменения вступили в силу 5 марта 2017 г.

Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ внесены изменения в статьи 30 и 34 Закона № 44-ФЗ:

- в части 8 статьи 30 срок оплаты по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, уменьшен с тридцати дней до пятнадцати рабочих дней;

- статья 34 дополнена частью 13.1, согласно которой срок оплаты по контракту, по общему правилу, должен составлять не более тридцати дней с даты подписания документа о приемке. Изменения вступили в силу 1 мая 2017 г.

 

Минфин России определен регулятором в сфере закупок и наделен полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. (Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 г. № 446).

Федеральное казначейство определено единым федеральным органом исполнительной власти, ответственным за ЕИС. (постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 г. № 442).

 

31 мая 2017 г. официально опубликован и вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 31.05.2017 № 244 «Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики», которым сняты запреты на закупку работ и услуг у турецких организаций и физических лиц.

 

С 1 июля 2017 г. вступили в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. Данные изменения должны учесть и заказчики по Закону N 44-ФЗ.

Шесть главных изменений:

- допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, с 1 июля не действуют, поэтому требовать их наличия от участников закупок нельзя. В отношении субподрядчиков законодатель сделал уточнение: им допуски не нужны уже с 18 июня;

- участники закупок любых проектно-изыскательских работ должны быть членами СРО. Исключение сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;

- участники закупок любых работ по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Есть два исключения: для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием; для подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн. руб.;

- субподрядчики состоять в СРО не обязаны (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ);

- член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков;

- СРО смогут в суде защищать интересы своих членов, если заказчик подаст иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязательств.

 

Согласно постановлению Правительства РФ от 04.08.2017 № 937 "О внесении изменений в приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" с 16 августа госзаказчикам нужно по-новому формулировать требования к участникам закупки. Поправки касаются конкурсов с ограниченным участием на оказание услуг в сфере общественного питания и (или) на поставку пищевых продуктов.

Участник такой закупки для подтверждения опыта должен будет представить копии следующих документов: исполненного контракта по 44-ФЗ (должен быть в реестре контрактов) или договора по 223-ФЗ (должен быть в реестре договоров); документа о приемке.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 определены новые правила ответственности по госконтрактам, признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063. Постановление вступило в силу 09 сентября 2017 г. 

Сейчас для поставщиков пени за каждый день просрочки  будут начисляться в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. При этом она должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему исполненных обязательств.

         Кроме того,  можно выделить следующие изменения:

  • если в контракте есть этапы исполнения, штраф поставщику начисляется исходя из цены этапа, а не из цены всего контракта;
  • СМП и СОНКО будут платить штрафы в меньшем размере, чем остальные поставщики (это касается закупок, проводимых только среди этих субъектов);
  • для победителя закупки, который предложил наиболее высокую цену за право заключить контракт, предусмотрены особые положения. Штраф для него будет рассчитываться от НМЦК;
  • общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не сможет превышать цену контракта.

 

4.      Позиции ФАС России, Минэкономразвития России и Минфина России.

ФАС России в письме от 16.03.2017 N ИА/16790/17 указала случаи, при которых данные о поставщике при расторжении контракта не вносятся в РНП.

Это ситуации, когда госконтракт расторгнут на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона 44-ФЗ из-за того, что исполнитель не соответствует требованиям или представил недостоверные сведения о таком соответствии (сведения о поставщике  содержались в РНП на момент подачи заявки). Такое расторжение контракта не является основанием для включения информации о таком поставщике в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.

Кроме того, если контракт расторгнут по мировому соглашению или иным обстоятельствам, не связанным с нарушением условий контракта исполнителем, сведения о последнем также не включаются в РНП.

 

Письмом Минэкономразвития России N 6598-ЕЕ/Д28и, ФАС России N РП/16119/17 от 15.03.2017  разъяснили способы закупки работ, связанных с объектами культурного наследия и культурными ценностями - конкурс с ограниченным участием; электронный аукцион; закрытый аукцион; запрос предложений; запрос котировок; у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Проводить открытый конкурс на закупку работ, связанных с объектами культурного наследия, нельзя.

При проведении конкурса с ограниченным участием или аукциона на закупку указанных работ, заказчик должен установить в документации дополнительные требования к участникам закупки.

 

Согласно письму ФАС России от 04.04.2017 N РП/21859/17 нельзя устанавливать дополнительные требования к участникам закупки работ по текущему ремонту (подтвердить наличие опыта исполнения контракта (договора)). Данное требование устанавливается при закупке строительных работ, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб.

Данная позиция нашла отражение в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 г. No АКПИ16-574, в котором абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 совместного письма Минэкономразвития России № 23275-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ/45739/15 от 28 августа 2015 г. признан недействующим в части текущего ремонта.

 

ФАС России и Минфином России подготовлены совместные разъяснения от 28.06.2017 № РП/433555/17 о применении положений Закона о контрактной системе при заключении договоров аренды земельного участка, находящегося в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Согласно данным разъяснениям, земельный участок в случае, установленном  подпунктом 9 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (без проведения торгов), может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, который, в свою очередь, имеет право заключить договор с ОИВ и ОМС на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика.

 

В совместном письме Минфина России № 24-04-06/55025 от 25.08.2017 и ФАС России № РП/59080/17 от 25.08.2017, носящем информационный характер, изложено мнение данных органов о проведении проверок электронных аукционов, согласно которому с момента размещения в ЕИС извещения о закупке и до заключения контракта проверить заказчика может только антимонопольный орган.

При этом допускается проведение плановых и внеплановых проверок закупок в форме электронных аукционов контрольными органами  регионального и муниципального уровня до момента размещения извещения о закупке и после заключения контракта в отношении действий субъектов контроля (за исключением ОЭП), в т.ч. совершенных в период проведения аукциона. Если будут выявлены нарушения в период  проведения аукциона, то информация должна быть направлена в антимонопольный орган в возможно короткий срок, но не позднее срока, установленного ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ (7 дней со дня регистрации).

Также в данном письме сообщается об отсутствии у контрольных органов муниципального уровня полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях  и рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ. Такие полномочия есть только у федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.   

 

5.         Судебная практика.

 

Обращаем внимание на Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2017 года, который содержит правовые позиции по различным ситуациям при применении 44-ФЗ.

 

 

 

 

 

II.  Итоги контроля закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, регламентируемых Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Контроль за соблюдением требований Закона № 223-ФЗ осуществляется Кировским УФАС России посредством рассмотрения поступивших жалоб на действия (бездействие) заказчиков, рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков участников закупок, а также посредством привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административной ответственности.

 

2-3 кв. 2016

2-3 кв. 2017

Количество жалоб, принятых к рассмотрению

15

9

Количество жалоб обоснованных

5

3

Количество необоснованных

10

6

Оставлено без рассмотрения

-

-

Выдано предписаний/исполнено

10/10

-

Количество административных дел

3

7

Сумма наложенных штрафов (тыс. руб.)

14

96

 

1. Типовые нарушения Закона № 223-ФЗ:

- Нарушение сроков размещения протоколов, составленных при осуществлении закупки;

-   Нарушение порядка оценки заявок участников закупки;

- Отказ в допуске по основаниям, не предусмотренным Положением о закупках, закупочной документацией;

- Сокращение сроков обжалования действий заказчика в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ;

-  Неприменение организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности, положений Закона № 223-ФЗ, Закона № 44-ФЗ при заключении договоров при условии, что объем выручки от регулируемых видов деятельности организации не превышает 10% от общего объема выручки за предшествующий календарный год, но информация об объеме выручки не размещена в ЕИС;

- Неразмещение в единой информационной системе сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг либо несвоевременное размещение указанных сведений.

 

Кировским УФАС в ходе рассмотрения жалоб выявлены нарушения:

-в части установления заказчиками срока заключения договора по результатам закупок менее срока, установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции для обжалования действий организатора торгов, что влечет нарушение прав участников закупки на обжалование действий в антимонопольный орган. Заказчикам выдавались предписания о внесении изменений в Положение о закупке в части приведения сроков заключения договоров в соответствие с требованиями законодательства о защите конкуренции. Все предписания были исполнены;

- установление разных сроков окончания подачи заявок и вскрытия конвертов при проведении конкурсов. Заказчики при проведении закупок аудиторских услуг в порядке Закона № 44-ФЗ устанавливают разное время окончания подачи заявок и вскрытия конвертов в нарушение ч. 10 ст. 51 Закона о контрактной системе. Данная норма закона предусматривает, что прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в нем.

2.  Судебное обжалование

За 9 месяцев 2017 года в судебном порядке обжаловано 1 решение антимонопольного органа о не включении в РНП участника закупки. В удовлетворении  заявления о признании незаконным решения Кировского УФАС России судом отказано, решение вступило в  силу.

3.  Изменения Закона о закупках в  2017 году

Законом № 321-ФЗ внесено дополнение в пункт 5 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.

 Государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют право на закупку товаров, работ и услуг по нормам Закона № 223-ФЗ в случаях, если закупки осуществляются:

- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

В этих случаях предприятия должны предусмотреть такой порядок закупок в положении о закупках, принятом и утвержденном согласно  статьи 2 Закона № 223-ФЗ, и разместить его до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 Федеральным законом от 07.06.2017г. № 108-ФЗ  внесены дополнения в пункт 5 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, согласно которому за государственными и муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями, сохраняется право на закупку товаров, работ и услуг по нормам Закона № 223-ФЗ в случаях, если закупки осуществляются без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

4.Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014

 

Установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

 

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017.

 

Определение ВС РФ N 304-КГ16-17592 от 11.04.2017 г.

 

Заинтересованное лицо вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" только в случаях, прямо предусмотренных ч. 10 ст. 3 указанного закона.

Согласно письму ФАС России  от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, не содержащие основания, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, либо ссылки на ч. 1, 5 ст. 17 Закона «О защите конкуренции», не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, если в обращении имеется указание на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ, такое обращение подлежит рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные Законом о защите конкуренции (9 глава

Наверх