Доклад о правоприменительной практике Кировского УФАС России по соблюдению законодательства о рекламе за 2,3 квартал 2017 года
15 сентября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

За II, III кварталы 2017 года в Кировское УФАС России поступило 76 заявлений относительно наличия признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 23 заявления – о нарушении антимонопольного законодательства.

За II, III кварталы 2017 года принято 37 решений по фактам выявленных нарушений рекламного законодательства, из них:

- недостоверная реклама – 2 дела;

- реклама алкоголя –2 дела;

- реклама финансовых услуг, в том числе деятельности МФО, КПК – 13 дел;

- реклама медицинских услуг – 2 дела;

- реклама долевого строительства – 5 дел;

-реклама дистанционного способа продажи товаров- 5 дел;

- прочие нарушения –8 дел.

Основные виды нарушений требований рекламного законодательства, выявленные Кировским УФАС России за прошедший период:

- отсутствие в рекламе финансовых услуг сведений о лице, предоставляющем такие услуги либо о существенных условиях предоставления услуг;

- отсутствие в рекламе медицинских услуг предупреждающей надписи о необходимости предварительной консультации со специалистом;

- размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения;

- отсутствие в рекламе долевого строительства информации о месте размещения проектной декларации на строительство,

- наличие в рекламе оскорбительных либо непристойных образов и выражений.

Например,  в сентябре  2017 года по многочисленным обращениям  граждан Кировским УФАС России признана ненадлежащей реклама услуг по проведению проверки приборов учета воды, распространенная ИП <…> посредством рекламных листовок следующего содержания: «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ. Телефон. 46-28-58. Повторное уведомление № 387748-75-552 от 13.02.2017 г. Уважаемый абонент! Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме.<…>».

По своему содержанию рассматриваемая реклама вводит в заблуждение потребителей относительно обязанности поверки учета воды только в «Едином Городском Центре Обслуживания ЖКХ».

Кроме того, спорная информация содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего рекламируемые услуги, поскольку фактически услуги  по поверке приборов учета воды в городе Кирове оказывает ИП <…>, хозяйствующих субъектов с наименованием «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» в Едином государственном реестре юридических лиц не зарегистрировано.

За данное нарушение в отношении ИП <…> будет возбуждено административное производство.

В отчетном периоде антимонопольный орган продолжил проведение активной предупредительной работы:

- проведение семинаров, круглых столов с представителями СМИ, рекламными агентствами;

- проведение интеллектуальных игр среди СМИ, студентов на знание рекламного законодательства;

- публикация статей в журналах («Товар, деньги, товар», «Меркурий»);

- размещение информации о решениях антимонопольного органа на официальном сайте,

- размещение на официальном сайте ответов на наиболее часто задаваемые вопросы по рекламному законодательству.

 

2.Выявление фактов недобросовестной конкуренции.

 

За II, III кварталы 2017 года выдано 11 предупреждений, из которых исполнено 6, не исполнено – 5, по неисполненным предупреждениям Кировским УФАС России возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, которые находятся в стадии рассмотрения.

За отчетный период отделом финансовых рынков и рекламы по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» рассмотрено 8 дел, из которых 4 дела прекращено в связи с отсутствием в действиях ответчиков факта нарушения антимонопольного законодательства.

В стадии рассмотрения находится- 6 дел по следующим категориям: введение потребителей в заблуждение (фальсификат продуктов питания), предусмотренного ст.14.2 ФЗ «О защите конкуренции» -5, по факту недобросовестного участия в торгах, предусмотренного ст.14.8 ФЗ «О защите конкуренции» по -1.

Вынесено 4 решения о наличии факта нарушения Федерального закона «О защите конкуренции»:

- введение потребителя в заблуждение на рынке продуктов питания (фальсификат продуктов питания) – 2 дела (ИП Н.В.В., ООО «Вега-Продукт»);

Например, в сентябре 2017 года решением Комиссии Кировского УФАС России по заявлению ЗАО «Кировский молочный комбинат» в действиях ООО «Вега-Продукт» признан факт нарушения п. 1 ст. 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» путем производства и введения в гражданский оборот продукции: «Масло сливочное «Крестьянское», высший сорт, массовая доля жира 72,5%, масса нетто 180г. Изготовитель: ООО «Вега-Продукт», Состав: сливки пастеризованные. ГОСТ 32261-2013», с применением на упаковке товара обозначения «масло», в то время как продукт содержит жиры немолочного происхождения, что вводит в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств продукции;

- введение потребителя в заблуждение и некорректное сравнение хозяйствующих субъектов – конкурентов  -1 (ООО «Палакс»);

-незаконное введение в гражданский оборот средств индивидуализации1 дело (Рубатки);

Например, в мае 2017 года решением Комиссии Кировского УФАС России по заявлению ООО «Русская провинция» в действиях ООО «Вятская мясная компания» признан факт нарушения ч.1 ст. 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившийся во введении в гражданский оборот на территории г. Кирова товара, с незаконного использования обозначения «РУБАТКИ классические», сходного до степени смешения с товарным знаком «РУБАТКИ», используемым ООО «Котлетарь», что приводит к смешению в гражданском обороте товаров хозяйствующих субъектов –конкурентов.

 

 

 

 

 

3.Виды мер административной ответственности

 

За нарушение антимонопольного законодательства

II, III кварталы 2017 года

ст.14.33 КоАП (недобросовестная конкуренция) – 8  постановлений на сумму 592 551, 67 руб.

 

За нарушение рекламного законодательства

II, III кварталы 2017 года

ст.14.3 КоАП (нарушение законодательства о рекламе) – 15 постановлений на сумму 434 тыс. руб., 66 постановлений о замене штрафа на предупреждение.

ст.14.38 КоАП (реклама на дорожных знаках) – 2 постановление на сумму 15 тыс. руб.

 

4.Результаты административного и судебного оспаривания решений.

 

За II, III кварталы 2017 года  было обжаловано в Арбитражный суд Кировской области решений, принятых антимонопольным органом

- в сфере антимонопольного законодательства, всего - 2,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными- 0

признаны полностью недействительными:0

в стадии рассмотрения-2

 

- в сфере рекламного законодательства, всего - 2,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными -1

признаны полностью недействительными -0

в стадии рассмотрения-1

 

За II, III кварталы 2017 года было обжаловано в Арбитражный суд Кировской области постановлений о наложении штрафа

- за нарушение  антимонопольного законодательства, всего - 6,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными -5

признаны полностью недействительными -0

находится в стадии рассмотрения-1

 

- за нарушение рекламного законодательства, всего - 3,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными - 2

признаны полностью недействительными - 0

находится в стадии рассмотрения-1

 

Наверх