Доклад по правоприменительной практике Кировского УФАС России по соблюдению антимонопольного законодательства за 4 квартал 2017 года
13 декабря 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Кировское УФАС России) является уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях. Деятельность Кировского УФАС России направлена на поддержание конкурентной среды, повышение конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширение выбора для потребителей.

В структуру Кировского УФАС России входят 4 отдела:

  • Отдел товарных рынков и естественных монополий;
  • отдел контроля органов власти;
  • отдел контроля закупок;
  • отдел финансовых рынков и рекламы;

Штатная численность Кировского УФАС России составляет 23 человека.

Итоги деятельности отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России по антимонопольному контролю за 4 квартал 2017 г.

 

2016 год ознаменован вступлением в силу 4-го антимонопольного пакета.

Федеральными законами № 264-ФЗ и № 316-ФЗ были внесены изменения как в Закон о защите конкуренции, так и в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Последние изменения в законодательстве направлены, прежде всего, на реализацию антикризисных мер, поддержку малого и среднего бизнеса и сокращение финансовой нагрузки на субъекты МБ.

Нововведения оказали серьезное влияние на динамику правоприменительной практики практически по всем сферам антимонопольного регулирования. В целом, можно говорить об эффективности внедренных мер регулирования.

За 4 квартал 2017 года отделом товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России было рассмотрено 49  заявления по статьям Закона «О защите конкуренции».

За 11 месяцев 2017 года отделом товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России было рассмотрено 258  заявления – (за 2016 г.  - 206) по статьям Закона «О защите конкуренции».

С 2016 года наблюдается резкое изменение динамики количества возбужденных дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства. В первую очередь, это обусловлено новыми требованиями 4-го антимонопольного пакета. В рамках нововведений значительно был расширен перечень оснований для выдачи предупреждения.

Кроме ранее существовавших оснований выдачи предупреждения хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, новой редакцией предусмотрена выдача предупреждений в случае выявления признаков нарушения пунктов 6, 8 части 1 статьи 10; статей 141, 142, 143, 147, 148, статьи 15 10 Закона о защите конкуренции.

Всего возбуждено за 11 месяцев 2017 г. - 8 дел, в 4 квартале дела не возбуждались.

                 При осуществлении государственного контроля (надзора) антимонопольные органы активно используют институты предупреждения и предостережения. За период 2015-2017 гг. наблюдается устойчивая тенденция роста количества выданных предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 Также был расширен перечень лиц, в отношении которых могут выдаваться предупреждения, что также сказалось на динамике количества возбуждаемых дел.

К числу факторов, повлиявших на изменение данного показателя, можно отнести прекращение рассмотрения заявлений физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей. Такие заявления на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» подлежат направлению в соответствующий орган исполнительной власти (например, Роспотребнадзор, орган государственного жилищного надзора и т.п.) с обязательным уведомлением таких граждан о переадресации.

Всего выдано предупреждений за 11 месяцев 2017 г. - 8 (за 4 квартал 2017 г. -1).  Все предупреждения исполнены.

Кроме того, из-под контроля антимонопольного органа вышли юридические лица, созданные физическими лицами, в том числе, индивидуальными предпринимателями, сумма выручки которых за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. рублей. На эти же хозяйствующие субъекты не распространятся ограничения приобретения или аренды дополнительных торговых площадей, за исключением отдельных ХС. При этом иммунитеты не распространяются на хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц с другими хозяйствующими субъектами, финансовые организации, субъекты естественных монополий, хозяйствующие субъекты, имеющие в качестве учредителей или участников юридических лиц, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Пример:

В Кировское УФАС России на рассмотрение поступили материалы из Прокуратуры Нововятского района г. Кирова в связи с нарушением ООО фирма «Комфорт» порядка ценообразования в отношении услуг по передаче электрической энергии и угрозой отключения электрической энергии на объектах ООО «Мой дом».

По признакам нарушения ч. 1 ст. 10 и п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО фирма «Комфорт» было возбуждено дело № 01/02-17.

По результатам рассмотрения дела № 01/02-17 вынесено решение от 04.05.2017 г., которым признан факт нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в отношении услуг по передаче электрической энергии, и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении в адрес ООО «Мой дом» письма от 23.01.2017 г. № 3 о приостановлении подачи электрической энергии на объекты ООО «Мой дом», что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов заявителя.

ООО фирма «Комфорт» выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Предписания исполнены.

В отношении юридического лица  ООО фирма «Комфорт» и должностного лица ООО фирма «Комфорт» возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Основные изменения в законодательстве:

С 29 сентября 2017 года вступают в силу новые правила введения полного и (или) частичного ограничения электрической энергии.

Правительство Российской Федерации постановлением от 24.05.2017 № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» скорректировало порядок введения полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии.

В настоящее время Правила введения ограничения режима потребления электроэнергии предполагают выполнение поставщиком трех обязательных этапов процедуры отключения абонента от электроснабжения:

1. Потребитель по указанию поставщика обязан самостоятельно ввести самоограничение некоторых объектов;

2. Поставщик вводит частичное ограничение режима потребления.

3. Производится полное отключение абонента от энергоснабжения.

Теперь процедура введения ограничений в общем случае сокращается до одного этапа — введения полного ограничения потребления электроэнергии. При этом частичное ограничение может вводиться только в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони, до уровня соответственно технологической и (или) аварийной брони, а также в отношении потребителей, не отнесенных к указанной категории, но имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони, — до уровня технологической брони.

Кроме того, постановлением:

— устанавливается открытый перечень способов уведомления потребителей о введении ограничений потребления электрической энергии (мощности). В частности, вводится возможность использования для указанных целей смс-сообщений, сообщений на адрес электронной почты, путем включения соответствующего уведомления в счет на оплату услуг, публикацией в СМИ и рядом иных способов;

— уточняется механизм самостоятельного ограничения потребления электроэнергии. Такие ограничения устанавливаются в целях предотвращения ограничения или прекращения подачи электрической энергии третьим лицам. Самостоятельное ограничение режима потребления должно осуществляться с учетом содержащихся в уведомлении о введении ограничения режима потребления сведений об установленном для каждого исполнителя (субисполнителя) уровне, до которого такой исполнитель (субисполнитель) обязан сократить объем подачи электроэнергии этому потребителю;

— устанавливается, что для граждан — потребителей электроэнергии (за исключением граждан — потребителей коммунальной услуги по электроснабжению), ограничение потребления электроэнергии осуществляется в общем порядке. Ранее для указанных лиц устанавливался специальный порядок введения ограничений;

- предусматриваются способы осуществления контроля за соблюдением потребителем введенного ограничения электропотребления, вводится обязательная выплата инициатору введения ограничения фиксированной суммы в счет компенсации понесенных расходов, являющейся обязательным условием возобновления режима потребления.

Также в отдельные нормативные правовые акты Правительства РФ вносятся изменения, которыми уточняется состав условий договоров, заключаемых на розничных рынках, порядок раскрытия информации субъектами электроэнергетики, их права и обязанности.

Постановление вступает в силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования. Документ был опубликован 31.05.2017.

 

Контроль соблюдения в сфере антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами (злоупотребление доминирующим положением, технологическое присоединение к инженерным сетям).

Одним из направлений деятельности Кировского УФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в условиях естественной монополии, в целях обеспечения недискриминационного доступа к услугам данных организаций.

Злоупотреблением доминирующим положением в настоящее время может признаваться не любое ущемление интересов других лиц, а только такое, которое имело место в сфере предпринимательской деятельности или касалось неопределенного круга потребителей. Таким образом, исключается возможность признания злоупотреблением доминирующим положением действий, касающихся интересов отдельных потребителей (физических лиц).

Заявления физических лиц на действия доминирующего хозяйствующего субъекта, свидетельствующие об ущемлении интересов гражданина, связанные с нарушением правил предоставления коммунальных услуг, перенаправляются для рассмотрения по существу в орган государственного жилищного надзора.

Вместе с тем, заявления физических лиц о нарушении правил подключения (технологического присоединения) к сетям коммунальной инфраструктуры подлежат рассмотрению антимонопольным органом путем возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

С учетом положений данной нормы, любые нарушения субъектом естественной монополии правил технологического присоединения к сетям являются административным правонарушением.

Основной объем выявленных нарушений указанными организациями относится к несоблюдению положений правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа к услугам по передачи ресурса или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к инфраструктуре.

За данные нарушения статьей 9.21 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Субъектами вышеуказанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие естественно монопольный вид деятельности в следующих сферах:

  • оказание услуг по передаче электрической энергии;
  • оказание услуг по передаче тепловой энергии;
  • транспортировка газа по газопроводам;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепроводам, нефтепродуктопроводам).

Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения).

Кроме того, к субъектам административного правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ относятся собственники и иные законные владельцы объектов сетевого хозяйства (не осуществляющие естественно монопольный вид деятельности) в случае препятствования со стороны данных лиц перетоку электрической энергии или транспортировки воды.

Справочно

Так, согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Таким образом, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства не должны препятствовать перетоку электрической энергии через их объекты электросетевого хозяйства, в том числе в случае наличия гражданско-правовых споров между собственником и потребителем.

Исходя из правоприменительной практики антимонопольных органов, наиболее распространенными нарушениями в сфере технологического присоединения со стороны сетевых организаций являются:

  1. Затягивание сроков заключения соответствующих договоров.
  2. Навязывание сетевой организацией заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения либо нарушающих требование Правил технологического присоединения.

Сетевые организации возлагают на заявителей обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за границами участка заявителей, в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами.

В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом:

  • заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
  • сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, сетевая организация не может возлагать на заявителей обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за границами участка заявителя, в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами силами заявителя.

  1. Неисполнение сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения в установленные сроки.

При этом сетевые организации в обоснование своей позиции указывают

на

ненадлежащее исполнение подрядными организациями своих обязанностей в рамках договора, заключенного сетевой организацией; на длительное согласование с балансодержателем сети мероприятий по технологическому присоединению или на отказ балансодержателя сети от согласования мероприятий по технологическому присоединению; на необходимость продления срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению в связи с внесением изменений в технические условия.

Необходимо отметить, что указанные основания не являются объективными причинами неисполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный Правилами технологического присоединения. Кроме того, возможность продления срока Правилами не предусмотрена.

  1. Необоснованный отказ, а также уклонение от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Так, сетевые организации необоснованно отказывают в заключении договора об осуществлении технологического присоединения по причине нахождения на наименьшем расстоянии от заявленных к технологическому присоединению энергопринимающих объектов электросетевого хозяйства других сетевых организаций.

Вместе с тем Правила технологического присоединения не предусматривают подобного основания для отказа сетевой организации от осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей.

Таким образом, у сетевых организаций отсутствуют основания для отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения по указанному основанию.

 

Пример:

Заявитель (строительная организация) направил в адрес  сетевой организации заявку от 27.07.2016 г. на присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью не менее 670 кВт в связи с новым строительством группы многоквартирных жилых зданий в квартале улиц Риммы Юровской - Капитана Дорофеева - Капитана Плетнева - Анжелия Михеева в г. Кирове. Заявка была зарегистрирована сетевой организацией в установленном порядке, принята к исполнению.

Таким образом, установленный абзацем 3 пункта 15 Правил техприсоединения №861 срок для исполнения сетевой организацией публичной обязанности истек 27.08.2016.

Технические условия №792/16 утверждены уполномоченным лицом сетевой организации 11.08.2016.

Расчет платы за технологическое присоединение выполнен 03.10.2016, проект договора с офертой от 07.10.2016 вручены представителю Заявителя 07.10.2016.

Таким образом, 30-дневный срок, установленный абзацем 3 пункта 15 Правил техприсоединения №861, для направления в адрес Заявителя  проекта договора на технологическое присоединение в 2 экземплярах и технических условий сетевой организацией нарушен.

Решение: указанные действия сетевой организацией квалифицированы по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ как нарушение установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

В отношении сетевой организации и должностного лица сетевой организации были возбуждены административные производства в соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

15.03.2017 года сетевая организация привлечена к административной ответственности в соответствии  с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

15.03.2017 года должностное лицо сетевой организации - начальник службы перспективного развития <…> привлечён к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Судебное обжалование: не согласившись с вынесенным постановлением №А-08/02-17 Кировского УФАС России сетевая организация обжаловала его в Арбитражный суд Кировской области. Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.08.2017  г. по делу № А28-3603/2017 отказано в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Кировского УФАС России  от 15.03.2017 №А-08/02-17.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностное лицо сетевой организацией обжаловал его в Ленинский районный суд г. Кирова. Ленинский районный суд оставил Постановление Кировского УФАС России №А-09д/02-17 в силе.

Штрафы оплачены в полном размере и юридическим лицом и должностным лицом.

 

Пример:

гражданин обратился в АО «Газпром газораспределение Киров» с заявкой о заключении договора подключения к сетям газораспределения объекта (жилой дом).

В адрес заявителя направлен проект договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения.

При расчете платы за технологическое присоединение АО «Газпром газораспределение Киров» применило тарифные ставки, предусмотренные для случаев, когда расстояние по прямой линии от границы земельного участка заявителя до сети газораспределения ГРО, составляет более 150 метров.

Вместе с тем, Кировским УФАС России было установлено, что расстояние от границы земельного участка заявителя до сети газораспределения Общества, измеряемое по прямой линии, составляет 70 м.

Таким образом, при расчете размера платы за подключение (технологическое присоединение) АО «Газпром газораспределение Киров» должно было применить стандартизированные тарифные ставки, предусмотренные для случаев, когда расстояние по прямой линии от границы земельного участка заявителя до сети газораспределения ГРО, составляет менее 150 метров.

Вышеуказанные действия АО «Газпром газораспределение Киров» привели к неверному расчету платы за подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям (размер платы был существенно завышен).

Указанные действия были квалифицированы по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ как нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединение) к газораспределительным сетям.

В отношении должностного лица АО «Газпром газораспределение Киров» было возбуждено административное производство (был наложен административный штраф за нарушение ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в размере 10 000 рублей).

В завершении необходимо отметить, что в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) данные действия не попадают под объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП, и могут быть рассмотрены на предмет наличия признаков нарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции.

 

О результатах проверок договоров поставки между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров на соответствие требованиям Федерального закона от 28.12.2009 № Э81-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

С момента принятия,   в Закон о торговле многократно вносились изменения, большинство из которых нельзя признать значительными. Наиболее существенные новшества введены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 273-ФЗ)

 

Изменения и дополнения в Закон о торговле и КоАП РФ, направлены совершенствование антимонопольного регулирования и поддержку благоприятной конкурентной среды.

Важные поправки и дополнения внесены в статью 2, в которой закреплен понятийный аппарат, используемый в Законе о торговле. В связи с включением в Закон о торговле термина "группа лиц" пункт 8 ст. 2 получил новую редакцию:

"Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации".

Статья 2 Закона о торговле дополнена пунктом 10, в котором сформулировано определение понятия "услуги по продвижению товаров", с тем чтобы ограничить навязывание производителям (поставщикам) товаров под видом добровольных выплат дополнительных услуг, являющихся для них обременительными и бесполезными. Так, услугами по продвижению товаров признаются услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.

Важные изменения внесены в статью 9 Закона о торговле, в которой урегулированы права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющую торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров.

В соответствии с ныне действующей редакцией пунктов 1 и 2 статьи 9 хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять соответствующую информацию только путем ее размещения на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Ранее такая информация, помимо ее размещения на сайте, могла быть предоставлена безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Самые существенные поправки, влияющие на баланс интересов производителей (поставщиков) и владельцев торговых сетей, внесены в пункт 4 данной статьи.

Если ранее размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не мог превышать 10% цены приобретенных продовольственных товаров, то в настоящее время совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% цены приобретенных продовольственных товаров.

Однако при расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Усилена в пользу производителей (поставщиков) продовольственных товаров норма пункта 6 ст. 9, согласно которой выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных настоящим Законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается.

Решен также в пользу производителей (поставщиков) продовольственных товаров вопрос о предельных сроках оплаты за поставленную продукцию с условием оплаты такой продукции через определенное время после ее передачи продавцу, т.е. указанные сроки снижены в пунктах 1 - 3 ч. 7 данной статьи. Отныне указанные сроки оплаты определяются по следующим правилам:

- продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь (ранее - 10) рабочих дней со дня фактического получения (ранее - приемки) таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

- продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 25 (ранее - 30) календарных дней со дня фактического получения (ранее - приемки) таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

- продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем 40 (ранее - 45) календарных дней со дня фактического получения (ранее - приемки) таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

В обновленной части 8 ст. 9 подчеркивается, что сроки, установленные частью 7 настоящей статьи, исчисляются со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. При этом не позднее трех рабочих дней со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан передать документы, относящиеся к поставкам таких товаров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и договором поставки продовольственных товаров, а хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, обязан их принять.

Часть 12 ст. 9 получила новую редакцию, согласно которой включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается. Кроме того, при заключении и (или) исполнении (реализации) договора поставки продовольственных товаров запрещается понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров.

Правительством Российской Федерации поручено ФАС России осуществить проверку договоров поставки между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров, заключенных или перезаключенных после 15 июля 2016 г., на соответствие их положений требованиям Закона о торговле.

В свою очередь ФАС России дано поручение территориальным органам ФАС России провести проверки деятельности торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и нормам Закона о торговле.

Цель проверочных мероприятий - установить степень имплементации внесенных Законом № 27Э-ФЗ изменений, а также выявление проблем применения положений Закона о торговле (в ред. Закона № 27Э-ФЗ) и необходимости внесения соответствующих изменений.

Во исполнение указанного поручения Правительства Российской Федерации и ФАС России в феврале 2017 года территориальными органами ФАС России проводился комплекс проверочных мероприятий на предмет выявления нарушений антимонопольных правил, законодательства о торговле в отношении торговых сетей, осуществляющих деятельность на территории соответствующих регионов.

В общей сложности была проведена 701 проверка в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность посредством организации торговых сетей федерального, регионального (межрегионального), муниципального уровней.

Факты, содержащие признаки нарушения антимонопольных правил, законодательства о торговле были выявлены в 69 регионах Российской Федерации.

Из 11 266 проанализированных договоров по всем торговым сетям, выявлено в общей сложности 1            261 нарушение в договорах поставки, заключенных с поставщиками продовольственных товаров, что составляет 11% от общего числа проверенных договоров.

Кировское УФАС России в феврале – апреле 2017 года во исполнение поручений Правительства Российской Федерации и ФАС России провело внеплановые проверки в отношении 11 торговых сетей, имеющих 456 торговых объектов (супермаркетов и магазинов) на территории г. Кирова и Кировской области, на предмет соблюдения ими требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ):

1. ООО «Роксэт-С» (торговая сеть «Система Глобус»);

2.ООО «Огни» (торговая сеть «Продуктовая лавка»);

3. ООО «Статус» (торговая сеть «Продуктовая лавка»);

4. ООО «Локос» (торговая сеть «Продуктовая лавка»);

5. ИП ……………. (торговая сеть «Самобранка»);

6. ИП …………... (торговая сеть «Красногорский» и «Вятские рассветы»);

7. АО «Тандер» (торговая сеть (Магнит);

8. ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» (торговая сеть «Пятерочка»);

9. ООО «Альбион-2002» (торговая сеть «Бристоль»);

10. ООО «Альфа Пенза» (торговая сеть «Красное и Белое»);

11. ООО «Торгсервис-59» (торговая сеть «Светофор»).

 

По итогам проверочных мероприятий:

В 3 квартале 2017 г. в отношении юридических лиц ООО «Локос», ООО «Огни» и должностных лиц ООО «Локос», ООО «Огни» вынесены постановления о вынесении предупреждения.

В 4 квартале 2017 г. в отношении ИП <…> вынесено постановление о наложение административного штрафа в размере 20000 рублей.

 

В апреле 2017 года Кировским УФАС России проведен анализ локальных рынков розничной торговли продовольственными товарами, за исключением табачных изделий, Кировской области за 2016 год.

По результатам анализа рынка розничной торговли продовольственными товарами, за исключением табачных изделий, в административных границах Белохолуницкого района установлено, что доля АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») на данном товарном рынке за 2016 год составляет 30,32 %, Мурашинского района – 27,66 %, Оричевского района – 25,78 %, Орловского района – 27,61 %, Омутнинского района- 25,89 %.

Главам данных муниципальных районов Кировской области направлены письма об отсутствии правовых оснований для предоставления АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») в границах данных муниципальных районах Кировской области дополнительных площадей торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

 

Справочно: Исходя из статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их

Наверх