Доклад о правоприменительной практике Кировского УФАС России по соблюдению антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе
22 августа 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД КИРОВСКОГО УФАС РОССИИ О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

1.Контроль законодательства РФ о рекламе.

В I полугодии 2018 года в Кировское УФАС России поступило 132 заявления относительно наличия признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В отчетном периоде принято 39 решений о признании факта нарушения рекламного законодательства, выдано 46 предписаний об устранении нарушения рекламного законодательства.

Основные виды нарушений требований рекламного законодательства, выявленные Кировским УФАС России за прошедший период:

- недостоверная реклама;

- отсутствие в рекламе существенной информации о товаре и условиях его приобретения, что приводит к введению потребителя в заблуждение;

- отсутствие в рекламе финансовых услуг сведений о существенных условиях их предоставления;

- распространение рекламы посредством СМС в отсутствие согласия абонента на ее получение;

- реклама финансовых услуг лицами в отсутствие соответствующих разрешительных документов на оказание таких услуг;

- отсутствие в рекламе медицинских услуг предупреждающей надписи о необходимости предварительной консультации со специалистом;

- реклама товаров, которые запрещено рекламировать в силу закона.

В качестве примера можно привести следующие дела. 

  1. В Кировское УФАС России поступило обращение физического лица по вопросу  размещения на баннере на фасаде здания по адресу: г. Киров, ул. Карла Маркса информации следующего содержания: «<…>. Сеть книжных магазинов. Каждого 20 числа 20% скидка на все товары», которая, по мнению заявителя, вводит в заблуждение.

 В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом было установлено, что в рекламе отсутствуют существенные условия проведения акции, а именно информация о том, что скидка не распространяется на уцененные товары и товары с фиксированной ценой, соответственно фраза «Каждого 20 числа 20% скидка на все товары» без указания соответствующих сносок может ввести потребителей в заблуждение относительно условий проведения акции.

По результатам рассмотрения дела № 37/04-18р решением комиссии от 11.05.2018  признана не соответствующей требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама следующего содержания: «<…>. Сеть книжных магазинов. Каждого 20 числа 20% скидка на все товары», размещенная на баннере на фасаде здания по адресу: г. Киров, ул. Карла Маркса, поскольку в ней отсутствуют существенные условия проведения акции, а именно информация о том, что скидка не распространяется на уцененные товары и товары с фиксированной ценой, а так же указание фразы «Каждого 20 числа 20% скидка на все товары» без указания соответствующих сносок может ввести потребителей в заблуждение относительно условий проведения акции.

Рекламодателю выдано предписание об устранении нарушения рекламного законодательства. По данному факту возбуждено административное производство в соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

  1. В Кировское УФАС России поступило заявление физического лица  по вопросу нарушения, по мнению заявителя, рекламного законодательства при размещении на внешних стенах здания по адресу: г. Киров, Октябрьский пр-т, рекламной информации следующего содержания: «Комиссионный магазин Никто не дает? Мы дадим! деньги всем» с изображением молодого человека и денежных купюр; «Телефоны по себестоимости. Заходи! Ломбард нового поколения. Автоломбард», которая содержит признаки нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с  пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Согласно части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

Управлением в ходе рассмотрения дела установлено, что, предлагая услуги комиссионного магазина, продавец одновременно позиционирует себя как «Ломбард» посредством использования в рекламе слова «Ломбард» и фразы «деньги всем!», не обладая, при этом, фактически статусом ломбарда, соответственно реклама содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара и его статусе в качестве ломбарда. Текст рекламной информации в сочетании с изображением молодого человека и денежных купюр формирует у потребителя впечатление, что рекламируемая организация осуществляет деятельность по выдаче денег, то есть предоставляет вид услуги по выдаче займов.

По результатам рассмотрения дела № 26/04-18р решением комиссии от 22.06.2018  признана не соответствующей требованиям пункта 20 части 3 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама следующего содержания: «Комиссионный магазин Никто не дает? Мы дадим! деньги всем» с изображением молодого человека и денежных купюр;  «Телефоны по себестоимости. Заходи! Ломбард нового поколения. Автоломбард», размещенная на фасаде здания по адресу: г. Киров, Октябрьский пр-т, поскольку размещена лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению займов, в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара и его статусе в качестве ломбарда.

Рекламодателю и рекламораспространителю выдано предписание об устранении нарушения рекламного законодательства. По данному факту возбуждено административное производство в соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

  1. В Кировское УФАС России поступило заявление физического лица по вопросу нарушения, по мнению заявителя, рекламного законодательства при размещении на киоске, расположенном по адресу: г. Киров, пр-т Строителей, рекламной информации следующего содержания: «Кальян. Бар. <….>. PS 4. Кинозал. Спортивные трансляции. <….>. Проспект строителей, <…>» с изображением дыма и кальяна.

В соответствии с  пунктом 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Как было установлено антимонопольным органом, вышеуказанная информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, в том числе кальяну, поскольку содержит его визуальное изображение в совокупности с табачным дымом.

По результатам рассмотрения дела № 18/04-18р решением комиссии от 31.05.2018  признана не соответствующей требованиям пункта 7 статьи 8  Федерального закона «О рекламе» реклама следующего содержания «Кальян. Бар. <…>. PS 4. Кинозал. Спортивные трансляции. <….>. Проспект строителей, <…>», размещенная на киоске по адресу: г. Киров, пр-т Строителей, поскольку содержит изображение дыма и кальяна, реклама которого запрещена.

Рекламодателю и рекламораспространителю выданы предписания об устранении нарушения рекламного законодательства. По данному факту возбуждено административное производство в соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

 

2.Выявление фактов недобросовестной конкуренции.

 

В I полугодии 2018 года в Кировское УФАС России поступило 27 заявлений относительно наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В указанном периоде выдано 10 предупреждений, из которых исполнено 5, 1 – в стадии исполнения, не исполнено – 4,  в связи с чем возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Большинство предупреждений выдано по двум категориям дел:

- иные формы недобросовестной конкуренции, предусмотренной ст.14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») (недобросовестное участие в торгах, реализация табачной продукции с нарушением ограничений) – 5 предупреждений (50%).

- дискредитация деятельности конкурента по ст.14.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (распространение ложной, искаженной информации в отношении конкурента на следующих товарных рынках: оказания медицинских услуг, оказания дополнительных образовательных услуг для детей, оказания услуг в области информационных технологий, оказания услуг по управлению многоквартирными домами) – 4 предупреждения (40% от общего числа выданных предупреждений),

Незначительная часть предупреждений выдана вследствие выявления признаков введения потребителей в заблуждение по ст. 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» (фальсификат масла) – 1 предупреждение (10%).

В I полугодии 2018 года Кировским УФАС России по результатам рассмотрения обращения ООО «Альбион 2002» (торговая сеть «Бристоль»), перенаправленного Федеральной антимонопольной службой, установлено, что ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» и ООО «Альфа – Пенза» в нарушение требований Федерального закона 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» осуществляют в торговой сети «Красное & Белое» реализацию табачной продукции на расстоянии ближе, чем сто метров от образовательных учреждений, что направлено на получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Обществам выданы предупреждения о необходимости прекращения указанных действий. Предупреждения не исполнены, в связи с чем возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» и ООО «Альфа – Пенза». Также необходимо отметить, что указанные предупреждения обжалуются в настоящее время в судебном порядке (дела №А28-7171/2018 и А28-7702/2018).

В 2018 году Кировское УФАС России при выдаче предупреждений начало применять такую меру предупреждения как устранение последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Всего в 1 полугодии 2018 года было выдано 3 подобных предупреждения. Из них в адрес страховых компаний по факту  недобросовестного участия в торгах на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) для нужд государственных и муниципальных учреждений, - 2 (ЗАО «МАКС») на общую сумму 265 тыс. руб.  Предупреждения исполнены в срок, денежные средства перечислены в бюджет.

В июле 2018 года по результатам рассмотрения заявления специализированного батальона дорожно – патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования УМВД России по Кировской области Управлением было выдано 3 предупреждения в адрес собственников стоянок для хранения задержанных транспортных средств об устранении последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. В данном случае было установлено, что в нарушение положений ч. 1, 10 ст.27.13 КоАП, Порядка, определенного Законом Кировской области от 03.07.2012 №164-ЗО, указанные лица, осуществляя владение несколькими стоянками, осуществляли перемещение задержанных транспортных средств не на ближайшую от места задержания принадлежащую им стоянку, а на единственную фактически действующую у них стоянку, что создало для них необоснованное преимущество. Одно из предупреждений исполнено, 2- в стадии исполнения.

За отчетный период Кировским УФАС России по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» в части недобросовестной конкуренции рассмотрено 3 дела, из которых 2 прекращено в связи с установлением обстоятельств исполнения ответчиком предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Вынесено 1 решение о наличии факта нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» по категории дел по факту введения потребителя в заблуждение (ст.14.2 Федерального закона «О защите конкуренции»): в апреле 2018г. Кировское УФАС России признало в качестве недобросовестной конкуренции  действия ООО «Млечный путь» (г. Самара) по производству и введению в гражданский оборот масла, с применением на упаковке товара обозначения «масло», в то время как продукт содержит жиры немолочного происхождения, поскольку такие действия вводят в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств продукции.

По факту нарушения антимонопольного законодательства в отношении Общества и его должностного лица возбуждено административное производство в соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

В регионе деятельности Кировского УФАС России наличие положительной практики (в том числе судебной) по выявлению и пресечению производства и введения в гражданский оборот фальсифицированных продуктов питания связано с активным взаимодействием государственных органов и общественных организаций: Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, Вятской торгово – промышленной палаты, Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кировской области» в рамках реализации заключенного 12 февраля 2015 Соглашения по вопросам выявления, предупреждения и пресечения фактов незаконного введения в гражданский оборот фальсифицированных продуктов питания.

 

В отчетном периоде антимонопольный орган проводил активную предупредительную работу:

- проведение семинаров, круглых столов с представителями СМИ, рекламными агентствами, студентами;

- проведение конкурса среди студентов ВУЗов и учащихся «Реклама, конкуренция и право»;

- публикация статей в журналах («Меркурий»);

- проведение пресс – конференций о результатах работы по выявлению и пресечению нарушений рекламного и антимонопольного законодательства;

- размещение информации о решениях антимонопольного органа на официальном сайте.

 

3.Виды мер административной ответственности

 

За нарушение антимонопольного законодательства

I полугодие 2018 года

Ч.1 ст.14.32 КоАП РФ (сговор на торгах) – 4 постановления на сумму 1 548 тыс. руб.;

ст.14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция) – 3 постановления на сумму 132 тыс. руб.;

ч.5 ст.19.8 КоАП РФ (непредставление сведений) – 2 постановления на сумму 120 тыс. руб.

 

За нарушение рекламного законодательства

I полугодие 2018 года

ст.14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе) – 41 постановление на сумму         158 тыс. руб., 35 постановлений о замене штрафа на предупреждение;

ч. 6 ст.19.8 КоАП РФ (непредставление сведений) – 1 постановление на сумму 5 тыс. руб.;

ч.2.4 ст.19.5 КоАП РФ (неисполнение предписания) – 1 постановление на сумму 12 тыс. руб.;

ст.14.38 КоАП РФ (реклама на дорожных знаках) – 2 постановления на сумму 4 тыс. руб.

 

 

4.Результаты административного и судебного оспаривания решений.

           

            В I полугодии 2018 года  было обжаловано в Арбитражный суд Кировской области решений, принятых антимонопольным органом

- в сфере антимонопольного законодательства, всего - 2,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными - 2

признаны полностью недействительными - 0

в стадии рассмотрения - 0

 

- в сфере рекламного законодательства, всего - 7,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными - 7

признаны полностью недействительными - 0

в стадии рассмотрения - 0

 

            В отчетном периоде было обжаловано в Арбитражный суд Кировской области постановлений о наложении штрафа

- за нарушение  антимонопольного законодательства, всего - 2,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными - 2

признаны полностью недействительными - 0

находится в стадии рассмотрения - 0

 

- за нарушение рекламного законодательства, всего - 6,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными - 6

признаны полностью недействительными - 0

находится в стадии рассмотрения - 0

Наверх