Доклад о правоприменительной практике Кировского УФАС России о закупках 07.06.2018
24 мая 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КИРОВСКОГО УФАС РОССИИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ

 

I. Контроль в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по состоянию на 01.06.2018 года.     

 

1. Результаты рассмотрения жалоб участников закупок на действия заказчиков, комиссий заказчиков, уполномоченных органов (учреждений).

Одной из форм контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе  является  рассмотрение жалоб.

 По состоянию на 01.06.2018 г. Кировским УФАС России рассмотрено по существу 137 жалоб, признано обоснованным – 33, т.е. 24 % от общего количества рассмотренных жалоб. Выявлено 18 нарушений.

 

Статистика рассмотрения жалоб в разрезе заказчиков

 

 Заказчики                     на   01.06.2018

 

Федеральные                         14/9

Областные                             96/14

Муниципальные                    27/10

 

 

2. Проведение проверок соблюдения требований законодательства о контрактной системе.

Контрольные мероприятия в сфере закупок осуществляются и путем проведения плановых и внеплановых проверок.

 По состоянию на 01.06.2018 г. проведено 23 проверки, выявлены 16 нарушений.

Большинство проверок проведены по обращениям заказчиков, уполномоченных органов (учреждений), выявивших в своих действиях нарушения. 

 

3. Виды нарушений в госзакупках.

Выявленные нарушения (по жалобам, проверкам) подразделяются на основные группы:

- нарушения при подготовке документации                – 70 %

- отказ в допуске/необоснованный допуск                   -  20,5 %

- нарушение в части размещения информации в ЕИС –  3 %

- прочие                                                                        -  6,5  %     

 

По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок выдано 51 предписание,  44 исполнены (остальные в стадии исполнения).

 

Примеры нарушений:

 

1) Комиссией Кировского УФАС России рассмотрена жалоба на документацию закупки на поставку угля.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при составлении описания объекта закупки осуществляет использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно разделу 1 ГОСТ 32464-2013 «Угли бурые, каменные и антрациты. Общие технические требования» настоящий стандарт распространяется на группу однородной продукции - бурые, каменные угли и антрацит, а также продукты их обогащения и рассортировки (далее - угольная продукция) и устанавливает показатели качества, характеризующие безопасность угольной продукции и подлежащие обязательному включению в документацию, по которой изготовляется продукция.

Согласно п. 3.3 ГОСТ 32464-2013 показатели качества, характеризующие безопасность угольной продукции, приведены в таблице 1 данного ГОСТа, согласно которой для рядового угля показатель "Зольность" должен быть «не более 45,00%», в техническом задании данный показатель Заказчиком указан «не более 9,5%»; показатель "Массовая доля общей серы" должен быть «не более 4,50%», в техническом задании данный показатель Заказчиком указан «не более 1%».

Заказчиком при изложении характеристик "Зольность", "Массовая доля общей серы" ограничены значения показателей, предусмотренных ГОСТ 32464-2013, а также использовано наименование показателя "Массовая доля воды",  не предусмотренное ГОСТ 17070-2014, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования данных показателей. Жалоба признана обоснованной.

2) Комиссия Кировского УФАС России рассмотрела жалобу на отказ в допуске к участию в электронном аукционе.

Согласно  пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случаях:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией Уполномоченного учреждения  установлено, что на аукцион подано 4 заявки, в т.ч. заявка Заявителя. По итогам рассмотрения первых частей 3 участникам (в т.ч. Заявителю) было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе: несоответствие предлагаемого товара требованиям Аукционной документации по позиции 16 (по диапазону сечения провода).

В соответствии с Технической частью в позиции 16 указан товар «Перемычка» с характеристикой «диапазон сечения провода 5мм±1мм».

В первой части заявки Заявителя  в позиции 16 указан товар «Перемычка» с характеристикой «диапазон сечения провода 5мм».

Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по ее заполнению.

Имеющаяся в составе закупки инструкция по заполнению заявок не содержит правила описания характеристики в случае применения Заказчиком в Техническом задании знака «+/-» со словом «диапазон».

При таких обстоятельствах, Аукционная комиссия, в нарушение требований Инструкции, отказала в допуске к участию в аукционе троим из четырех участников, подавших заявки.

Отсутствие  в Инструкции правила заполнения заявки при использовании Заказчиком в Техническом задании знака «+/-» со словом «диапазон», влечет за собой обязанность комиссии допустить всех участников к участию в аукционе, вне зависимости от способа изложения данной характеристики.

Таким образом, в рассматриваемом случае Аукционная комиссия Уполномоченного учреждения нарушила ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе, так как оснований для отказа в допуске к участию в аукционе при таком изложении Технического задания и инструкции по заполнению заявок, не имеется. Жалоба обоснованна.

 

4. Ведение реестра недобросовестных поставщиков.

Рассмотрение материалов о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков также является одним из основных контрольных мероприятий.

По состоянию на 01.06.2018 г. рассмотрен 21 материал о включении в реестр недобросовестных поставщиков, по 10 принято решение о  включении в реестр (50 %): 1-ст - 4, укл - 6.

По состоянию на 01.04.2018 года в Реестре недобросовестных поставщиков находится 57 лиц, включенных по решениям Кировского УФАС России, из них: по уклонению от заключения контракта – 11, по одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта – 39, по расторжению контракта в судебном порядке – 7.

 

5. Административная ответственность за нарушения законодательства.

Нарушения законодательства о контрактной  системе влекут административную ответственность.

По состоянию на 01.06.2018 Кировским УФАС России вынесено 93 постановления о штрафах (в том числе по материалам прокуратуры – 33 постановления) на общую сумму более 600  тыс. руб., в том числе:

- утверждение документации с нарушением Закона (ч. 4.2, 4.1 ст. 7.30) – 138 тыс. руб.

- необоснованный отказ/допуск к участию в закупке (ч. 2 ст.7.30) – 103 тыс. руб.

- нарушение размещения информации в ЕИС и реестре контрактов (ч. 1.4 ст. 7.30, ч. 2 ст. 7.31) – 170 тыс. руб.

- нарушение способа определения поставщика  (ст. 7.29) – 55 тыс. руб.

- изменение условий контракта, отказ от заключения контракта (ст. 7.32) –  105 тыс. руб. 

- нарушение сроков и порядка оплаты контракта -  55 тыс.руб.

 

Кировское УФАС России продолжило практику отказа от применения  статьи  2.9. КоАП РФ (малозначительность) при рассмотрении административных дел.

Из 93 постановлений о наложении штрафа обжалуются 33 (36 %), из них,

-  6 постановлений отменены  судом с применением ст. 2.9 КоАП;

-  27 постановлений в стадии обжалования.

 

 

II. Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены масштабные изменения:

 

  • Перевод закупок в электронную форму (с 01.07.2018  по 01.01.2019 по выбору заказчика, с 01.01.2019 только электронные процедуры – ч. 43 ст. 112)
  • Новые требования к участникам, к содержанию заявок на участие в закупках, к срокам проведения процедур, к обеспечению заявок
  • Изменение информационного обеспечения закупок (новые требования к операторам ЭП, к порядку подачи заявок в электронной форме, создание реестра участников закупок, создание государственной информационной системы мониторинга действий участников контрактной системы)
  • Изменения в отношении размещения информации об исполнении и расторжении контрактов

 

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 года, за исключением некоторых пунктов.

 

Что изменилось с 11 января 2018 г.

 

1) В соответствии с ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе при отказе от заключения контракта с победителем закупки по основаниям, предусмотренным ч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (участник не соответствует требованиям законодательства или предоставил недостоверную информацию в отношении  своего соответствия), заказчик сможет заключить контракт с иным участником, который предложил наиболее выгодную цену.

 

2) Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе товарный знак можно  указывать при описании объекта любой закупки.

     Как и раньше, потребуется сопроводить товарный знак словами "или эквивалент". Делать это будет не обязательно,

  • если товары, выпускаемые под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которые использует заказчик;
  • если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией.

3) В статью 99 Закона о контрактной системе введена часть 15.1, согласно которой жалобы физических лиц, законные интересы которых не нарушены действиями (бездействием) заказчика либо положениями документации или извещения о закупке, рассматриваются по Федеральному закону № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».

 

4) Изменения ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.

    Независимо от факта заключения контракта со вторым участником сведения об уклонившемся победителе направляются в Реестр недобросовестных поставщиков.  Срок направления — 3 рабочих дня с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта (ранее – если был заключен контракт со вторым участником).

    С 01.07.2018 сокращается срок направления сведений в РНП об уклонившемся участнике закупки (ч. 5 ст. 104) – до 3 рабочих дней со дня признания участника уклонившимся (сейчас – 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания).

 

Что изменится с 01.07.2018 г.

 

1) Перевод закупок в электронную форму

Новые электронные закупки заказчики смогут осуществлять в добровольном порядке с 01.07.2018 (в обязательном – с 01.01.2019). Помимо электронного аукциона в такой форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений.

    Для участия в электронных закупках в период с 1 июля по 31 декабря 2018 года нужно будет получить аккредитацию на электронной площадке так же, как и для участия в электронном аукционе.

    2 вида электронных площадок, перечень которых утверждает Правительство РФ:

- для открытых торгов – электронная площадка

- для закрытых торгов — специализированная электронная площадка.

 

 

Особенности проведения некоторых электронных закупок:

- Конкурс в электронной форме (ст. 54.1-54.7: документооборот через оператора ЭП, подача заявок -15 раб. дней, заявка из трех частей (первая, вторая и предложение по цене), оценка по критерию характеристик объекта закупки при рассмотрении первых частей заявок, оценка по остальным критериям – при рассмотрении вторых частей, три этапа работы комиссии и три протокола, возможность подачи окончательных предложений по цене)

- Запрос котировок в электронной форме (ст. 82.1-82.6: документооборот через оператора ЭП, подача заявок - 5 раб. дней, котировочная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок, не зная предложений о цене контракта, оператор ЭП самостоятельно вносит в протокол предложения участников по цене и определяет победителя закупки,  срок подачи заявок продлевается если поступила только одна заявка)

 

2) Новые требования к участникам, к содержанию заявок, к проведению процедур:

  • п.11 ч. 1 ст. 31 - отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации (декларируется при проведении конкурса в электронной форме).
  •  Обязательное декларирование требованиям п. 3-9 ч. 1 ст. 31 при проведении запроса котировок (при запросе котировок в электронной форме также требованию п.1 ч. 1 ст. 31)
  •  Обязательное указание в заявке почтового адреса участника закупки
  •  Указание в заявке страны происхождения товара только в случае установления запретов и ограничений в рамках ст. 14
  •  Сокращение срока рассмотрения первых частей заявок (при проведении аукциона с НМЦК не более 3 млн. руб. – 1 раб. день.)
  •  Оператор ЭП возвращает заявку, если сведения об участнике закупки содержатся в РНП

 

3) Изменение информационного обеспечения закупок

  • Отказ от подачи заявок через ЕИС (ч. 1 ст. 5)
  • Требования к операторам ЭП, перечень операторов ЭП утверждается Правительством РФ (ст. 24.1)
  • Единый реестр участников закупок в ЕИС (п. 6.1 ч. 3 ст. 4), подача заявок на участие в электронных закупках только зарегистрированными в ЕИС участниками (с 01.01.2020 – ч. 50 ст. 112, с 01.01.2019 по 31.12.2019 участники должны пройти регистрацию в ЕИС – ч. 47 ст. 112)
  • Государственная информационная система (ч. 13 ст. 4) (функции: мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС и ЭП; фиксация действий, бездействия участников контрактной системы; хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы)

4) Изменения порядка предоставления обеспечения заявок (ст. 44)

  • Требование об обеспечении заявок устанавливается если НМЦК при проведении конкурса или аукциона превышает 5 млн. руб.
  • Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии
  • Размер обеспечения: от 0,5 до 1 % при НМЦК от 5 до 20 млн. руб.; от 0,5 до 5 % при НМЦК свыше 20 млн. руб.
  • Денежные средства вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ
  • По 30.06.2019 включительно обеспечение заявок на участие в электронных процедурах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (ч. 52 ст. 112)

 

5) Изменения в отношении размещения информации об исполнении и расторжении контрактов

  • Отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта размещаются только в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или цена контракта превышает один миллиард рублей (ч. 9 ст. 94)
  • Утратила силу ч. 26 ст. 95 (размещение сведений об изменении и расторжении контрактов в течение 1 раб. дня)
  • В реестр контрактов вносится почтовый адрес участника закупки (п. 7 ч. 2 ст. 103)
  • Увеличение сроков внесения сведений в реестр контрактов об их заключении, изменении, исполнении и расторжении (5 раб. дней вместо 3 раб. дней  - ч. 3 ст. 103)

 

6) В контракт потребуется включать условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.

 

7) Правительство Российской Федерации вправе определить:

  • типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах,
  • установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке.   (ч.5 с.24.1)

     Типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки!

Наверх