ДОКЛАД ФАС РОССИИ ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КИРОВСКОГО УФАС РОССИИ
07 апреля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КИРОВСКОГО УФАС РОССИИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О РЕКЛАМЕ.

 1.Контроль законодательства РФ о рекламе.

 

В 2019 году в Кировское УФАС России поступило 185 заявлений относительно наличия признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В отчетном периоде принято 44 решения о признании факта нарушения рекламного законодательства, выдано 29 предписаний об устранении нарушения рекламного законодательства.

Основные виды нарушений требований рекламного законодательства, выявленные Кировским УФАС России за прошедший период:

- реклама медицинских услуг в отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности;

- отсутствие в рекламе существенной информации о товаре и условиях его приобретения, что приводит к введению потребителя в заблуждение;

- отсутствие в рекламе товара, предлагаемого к продаже дистанционным способом доставки, информации о продавце такого товара;

- реклама информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции;

- распространение рекламы алкогольной продукции в отсутствие предупреждающей надписи о вреде его употребления и с использованием средств стабильного территориального размещения.

В качестве примера можно привести следующие дела. 

  1. В Кировское УФАС России поступило заявление физического лица по вопросу нарушения, по мнению заявителя, рекламного законодательства при размещении в газете «ProГород Кирово-Чепецк» рекламы медицинского центра, у которого отсутствует соответствующая лицензия на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.  

Управлением в ходе рассмотрения дела установлено, что, лицензия, выданная медицинскому центру, не содержит сведений о возможности оказания ООО <…> медицинских услуг по приему врача –гинеколога, лор-врача, сосудистого хирурга. Однако, в рекламном модуле в качестве рекламируемой услуги указан прием данных врачей.

По результатам рассмотрения дела № 043/05/07-106/2019 решением комиссии от 03.06.2019 признана не соответствующей требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» вышеуказанная реклама, поскольку распространена в отсутствие лицензии на медицинскую деятельность по оказанию медицинской услуги по приему врача – гинеколога, лор-врача, сосудистого хирурга.

Рекламодателю и рекламораспространителю выданы предписания об устранении нарушения рекламного законодательства. По данному факту возбуждено административное производство в соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

  1. В Кировское УФАС России поступило заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области по факту распространения информации на радиоканале «Мария FM» о проведении зрелищного мероприятия- «КВН. Кубок губернатора» без сообщения о возрастном ограничении.

В соответствии с ч. 10.1. ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом было установлено, что в спорной информации объектом рекламирования является зрелищное мероприятие «КВН» и размещение ее без указания категории информационной продукции является неправомерным.

По результатам рассмотрения дела № 67/04-18р решением комиссии от 14.03.2019 признана не соответствующей требованиям части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама следующего содержания: «Сборная <…> г. Киров. Песня о <…> в хинкальной: «Танцуй за люля ляляля ляляля». 29 октября ДК <…> 19:00 Кубок губернатора Кировской области. Билеты от <…> рублей», распространявшаяся при трансляции радиоканала «Мария FM» в г. Котельнич, поскольку не содержит категории информационной продукции (знак информационной продукции и (или) текст предупреждения об ограничении распространения информационной продукции среди детей), подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Рекламораспространителю выдано предписание об устранении нарушения рекламного законодательства. По данному факту возбуждено административное производство в соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

  1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление физического лица о нарушении рекламного законодательства при размещении недостоверной, по мнению заявителя, рекламы услуг оператора связи по подключению интернета и цифрового телевидения в подъезде многоквартирного дома по адресу: г. Киров, ул. Старославянская, д. 14.

В ходе рассмотрения дела Управлением установлено, что в рекламной листовке указана информация о стоимости услуг ПАО «Ростелеком» при подключении интернета и цифрового ТВ, которая не соответствует фактически утвержденным оператором связи тарифам на данные виды услуг.

По результатам рассмотрения дела №043/05/5-140/2019 решением комиссии от 30.12.2019 признана ненадлежащей реклама следующего содержания: «ИНТЕРНЕТ – 100Мбит/с, - безлимит <…>р, ПАКЕТ 2 в 1 – 142 каналов, - 100 Мбит/с, - Wi-Fi и HD-приставка, - Пауза, перемотка, - Архив передач за 72 ч. <…> руб. Звонок для подключения <….> с 9 до 21 без обеда и выходных, Интернет Цифровое ТВ Домашний тел.<…>», поскольку содержит недостоверную информацию о стоимости услуг ПАО «Ростелеком» при подключении интернета и цифрового ТВ.

Рекламодателю выдано предписание об устранении нарушения рекламного законодательства. По данному факту возбуждено административное производство в соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

 

2.Выявление фактов недобросовестной конкуренции.

 

В 2019 году в Кировское УФАС России поступило 52 заявления относительно наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующих субъектов, связанных с недобросовестной конкуренцией, а также осуществляемых на финансовых рынках.

В указанном периоде выдано 2 предупреждения, которые исполнены в полном объеме.

Все предупреждения выданы по выявленным фактам введения потребителей в заблуждение по ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2206 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»).

Примеры:

  • Кировским УФАС России по результатам рассмотрения обращения Акционерного общества Кировский завод «Красный инструментальщик» (АО КЗ «КРИН») в действиях ООО «НПО «КРИН» установлены признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в распространении в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Общества в разделе «О компании. Историческая справка и краткое описание компании» недостоверной информации относительно производителя и продавца измерительного инструмента путем позиционирования себя в качестве правопреемника Завода «Красный инструментальщик», которая является недостоверной и вводит потребителей в заблуждение.

Кировским УФАС России ООО «НПО «КРИН» выдано предупреждение №01/04-2019 от 21.01.2019 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение исполнено, соответственно, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось.

  • Кировским УФАС России по результатам рассмотрения обращения ООО «Управляющая компания «Промус» в действиях ООО «Управляющая компания Ленинского района» установлены признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в распространении в подъездах многоквартирных домов г. Кирова информации о наличии у ООО «УК Ленинского района» статуса управляющей компании и права осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, находящимися под управлением ООО УК «Промус», что является недостоверной информацией и вводит жильцов домов в заблуждение.

Кировским УФАС России ООО «УК Ленинского района» выдано предупреждение №02/04-2019 от 17.09.2019 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение исполнено, соответственно, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось.

За отчетный период Кировским УФАС России вынесено 1 решение о наличии факта нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» по недобросовестной конкуренции.

В Кировское УФАС России поступило заявление Специализированного батальона дорожно – патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования УМВД России по Кировской области по вопросу нарушения, по мнению заявителя, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении хозяйствующими субъектами недобросовестных действий путем включения в перечень в соответствии с Законом Кировской области от 03.07.2012 №164-ЗО «О порядке перемещения в Кировской области задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» нескольких автостоянок на различных участках г. Кирова при фактическом использовании одной (двух) автостоянок.

В ходе рассмотрения дела №15/04-18а антимонопольным органом было установлено, что в Кировской области деятельность участников данного рынка регулируется Законом Кировской области от 03.07.2012 №164-ЗО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» и постановлением Правительства Кировской области от 18.09.2012 №171/535 «О мерах по реализации Закона Кировской области от 03.07.2012 №164-ЗО».

Согласно указанным нормам при задержании транспортного средства уполномоченное должностное лицо ГИБДД принимает меры по его перемещению на ближайшую от места задержания специализированную стоянку, указанную в Перечне, формируемом министерством транспорта Кировской области. Вместе с тем, ООО «Автосреда», в отношении которого было возбуждено дело №15/04-18а, включило в Перечень несколько стоянок, при этом фактически использовало только одну действующую стоянку. Данные недобросовестные действия создали условия для получения дополнительной прибыли за счет правил нарушения конкурентной борьбы и несоблюдения требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законодательством Кировской области.

Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу № 15/04-18а (резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2019 года; в полном объеме решение изготовлено 28 августа 2019 года) в действиях ООО «Автосреда» установлен факт нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразивший в совершении недобросовестных действий по отношению к конкурентам путем подачи в министерство транспорта Кировской области заявлений с документами о наличии четырех специализированных стоянок для включения в Перечень уполномоченных организаций, осуществляющих на территории Кировской области деятельность по перемещению на специализированную стоянку, хранению и возврату задержанных транспортных средств, и фактическом использовании в своей хозяйственной деятельности при перемещении на специализированную стоянку, хранении и возврате задержанных транспортных средств одной стоянки (г. Киров, ул. Московская, 104в) в нарушении требований ч. 1, 10 ст. 27.13 КоАП РФ, Закона Кировской области от 03.07.2012 №164-ЗО «О порядке перемещения в Кировской области задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств», что привело к созданию необоснованных преимуществ для данного хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг по перемещению на специализированную стоянку, хранению и возврату задержанных транспортных средств, а также причинило или могло причинить убытки конкурентам, и является актом недобросовестной конкуренции.

Анализируя статистику дел, можно делать вывод о том, что столь малое число установленных фактов нарушения антимонопольного законодательства является положительным фактором и связано с введением с 1 января 2016 года института предупреждений, который позволяет не возбуждать антимонопольному органу дела в случае добровольного принятия мер лицом по устранению нарушения.

Для достижения указанных показателей Кировское УФАС России на постоянной основе проводит активную разъяснительную и аналитическую работу, направленную на предупреждение нарушений антимонопольного и рекламного законодательства:

- проведение семинаров, круглых столов с хозяйствующими субъектами – конкурентами, представителями СМИ, рекламными агентствами;

- участие в научно – практических конференциях как в г. Кирове, так и в других регионах Российской Федерации (г. Казань, г. Воронеж, г. Кемерово);

- интервью в СМИ (на радио и телевидении);

- проведение пресс – конференций о результатах работы по выявлению и пресечению нарушений рекламного и антимонопольного законодательства;

- размещение информации о решениях антимонопольного органа на официальном сайте.

Так, например, на состоявшемся в марте 2019 года в Правительстве Кировской области совещании с главными редакторами районных газет по вопросам пресечения незаконного распространения рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности антимонопольным органом была доведена следующая информация, направленная на предотвращение нарушений рекламного законодательства, а именно, при создании рекламы либо ее принятии от рекламодателя для распространения необходимо проверять следующие параметры:

- наличие полного наименования организации с указанием организационно – правовой формы;

- если указан один из параметров финансовой услуги (срок, проценты, сумма и т.д.), необходимо наличие всех остальных существенных условий её предоставления (к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.) – ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»);

- достоверность информации, имеющейся в рекламном макете, в том числе о доступности рекламируемых товаров, услуг для неопределенного круга лиц на весь период распространения рекламы;

- наличие всей существенной информации об оказываемой услуге;

- читаемость шрифта, в том числе при принятии работ от рекламопроизводителя;

- наличие у организации, рекламирующей финансовые услуги, соответствующего разрешения на осуществление финансовой деятельности (наличие организации в соответствующем реестре, лицензия и т.д.),

- достоверность информации об организации, рекламирующей услуги микрофинансирования (использование популярного бренда другой организации, позиционирование своей организации в качестве ломбарда, в отсутствие в реестре ломбардов).

 

3.Виды мер административной ответственности

 

За нарушение антимонопольного законодательства всего в 2019 году вынесено по:

ст.14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция) – 4 постановления на сумму 174 тыс. руб.;

ч.5 ст.19.8 КоАП РФ (непредставление сведений) – 5 постановлений на сумму 180 тыс. руб.;

ч.2.5 ст.19.5 КоАП РФ (неисполнение предписания) – 2 постановления на сумму 60 тыс. руб.

 

За нарушение рекламного законодательства всего в 2019 году вынесено по:

ст.14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе) – 41 постановление на сумму         1872 тыс. руб., 69 постановлений о замене штрафа на предупреждение;

ч. 6 ст.19.8 КоАП РФ (непредставление сведений) – 6 постановлений на сумму 66 тыс. руб.;

ст.14.3.1 КоАП РФ (реклама табачных изделий) – 2 постановления о замене штрафа на предупреждение.

 

4.Результаты административного и судебного оспаривания решений.

           

            В 2019 году было обжаловано в Арбитражный суд Кировской области решений, принятых антимонопольным органом

- в сфере антимонопольного законодательства, всего - 4,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными - 3

признаны полностью недействительными - 0

в стадии рассмотрения - 1

 

- в сфере рекламного законодательства, всего - 3,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными - 2

признаны полностью недействительными - 0

в стадии рассмотрения - 1

 

            В отчетном периоде было обжаловано в Арбитражный суд Кировской области постановлений о наложении штрафа

- за нарушение антимонопольного законодательства, всего - 5,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными - 4

признаны полностью недействительными - 1

находится в стадии рассмотрения - 0

 

- за нарушение рекламного законодательства, всего - 18,

в том числе

признаны судом законными и обоснованными - 17

признаны полностью недействительными - 1

находится в стадии рассмотрения - 0

Наверх